Единственный в своём роде

Тридцать шесть лет в селе Хрущёвка Липецкого района живёт средняя школа и поёт хор, состоящий из учеников и учителей. Говорят, что на музыкальном и образовательном пространстве России такой тандем – редкость.


За все годы своего существования Народный хор русской песни хрущёвского Центра культуры и досуга звучал и формировался по-разному. Ещё совсем недавно преподаватель географии, а ныне пенсионерка и верная солистка хора, Анна Ивановна Маренкова вспоминает: изначально здесь пели все: от доярки до работников райкома партии. Хотя доля учительского лобби была всегда значительной. Иногда, например, на каком-нибудь концерте областного или районного масштаба на помощь взрослым приходили дети, то есть ученики, вливаясь в общее хоровое звучание. Но в то время такое совместное исполнение русских и авторских песен практикой не стало. В 1973 году районный хор получил звание народного. Тогда он находился в руках у Антонины Михайловны Артамоновой. А шесть лет назад у его руля встала уралочка и почти казачка Ирина Викторовна Каковкина. Вот она-то и совершила, так сказать, бескровную хоровую революцию, соединив в одно целое опытные и молодые голоса – учителей и их учеников.


Мы приехали в среднюю школу села Хрущёвка, как и договаривались – на большой перемене. Хотя хор официально и приписан к сельскому Центру культуры и досуга, но репетиционная база у него – в актовом зале школы. Ирина Викторовна не без гордости говорит, что даже расписание школьных уроков «подгоняют» под её коллектив.


– Я пришла сюда с некими опасениями, – вспоминает Ирина Викторовна. – Но почти сразу поняла, что хочу остаться здесь и работать. Мне как хормейстеру доставляет огромное удовольствие заставлять чужой инструмент – голос – звучать. Тем более что у нас поют как минимум 25 человек. Мы изменили структуру хора – из практически учительского он превратился в смешанный. Мне важно было добавить молодые чистые голоса. Во-первых, это красиво. А во-вторых, у учителей каждый день по семь-восемь часов нагрузки на голосовой аппарат, и на репетициях это всё очень хорошо слышно. Но мы ещё поменяли и манеру поведения на сцене. Раньше хор выходил к зрителям только при опущенном занавесе и был статичным. А теперь мы умеем хорошо двигаться, задействуем всё сценическое пространство.


Специфика хрущёвского хора такова, что его состав обновляется каждый год, выпускников сменяют очередные старшеклассники, частенько на место ушедших встают их же младшие братья и сёстры, некоторых приводят сами педагоги. Артём Терехов, например, даже поступив в машиностроительный техникум, каждый раз приходит на репетиции, а Денис Денисов на призывном пункте наказал родителям: «Сценический костюм, рубашку и сапоги не отдавайте: приду из армии – вернусь в хор».


– У ребят сначала был шок. Им раньше никогда не приходилось так тесно взаимодействовать со своими педагогами в репетиционный период. Некоторые даже тушевались, когда я делала преподавателям замечания. Но со временем всё встало на свои места. Мы в хоре все равны, даже директору школы иногда на репетициях достаётся. Но никто из учеников никогда не использовал эти ситуации, так сказать, в корыстных целях. Я очень люблю передразнивать, – признаётся Ирина Викторовна. – И частенько все мои претензии к исполнению и исполнителю облекаются в весёлую оболочку, и атмосфера напряжённости исчезает.


– Мы все здесь друзья и коллеги, – подключается старший хоровой элемент – учителя. – Нас это сближает. Ведь мы на гастролях, например, всё время проводим вместе и видим друг друга в разных ситуациях. Такая совместная творческая работа влияет на улучшение атмосферы в школе. Но это не означает, что между нами есть панибратство. Наоборот, ученики относятся к нам с ещё большим уважением и интересом, авторитет учителя укрепляется. И такие взаимоотношения, кстати, влияют и на успеваемость ребят. Мальчишки и девчонки из хора не только хорошо учатся, они передовики и в общественной жизни школы, без их активного участия не обходится ни одно мероприятие, соревнование.


– Каждого из выпускников я теряю с кровью, – делится Ирина Каковкина. – В детей врастаешь, и расставаться с ними невероятно тяжело.


Сама Ирина Викторовна родом из Екатеринбурга. Работала в Государственном Уральском народном хоре, где и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Николаевичем. В прославленном коллективе супруги Каковкины проработали до начала нового тысячелетия. В 2000 году оказались на родине мужа в Липецке и нашли себя в «Казаках России». А потом Сергея Каковкина не стало.


– Я оказалась в хрущёвском хоре в очень сложный период своей жизни, – говорит Ирина Викторовна. – И здесь благодаря работе снова обрела себя. Мы коллектив гастролирующий. Правда, нечасто. У нас есть концерты и в селе, и в районе. Мы побеждали или становились дипломантами и лауреатами различных конкурсов, в том числе и международных. Вот совсем недавно побывали на фестивале Славянской культуры на Кубани, куда были приглашены коллективы не только из России, но и из Украины, Польши, Чехии, Югославии, Хорватии, Греции, Турции. Наши дети там со всеми перезнакомились. Общение было ограничено языковым барьером, поэтому за переводом ребята периодически прибегали к учителям.


– Мы теперь со многими из участников того фестиваля переписываемся, – вступает младшая группа – то есть ученики. – Только пишем не обычные письма, а общаемся в соцсетях. А ещё мы были в Астрахани, во Владимире, в Курске, в Волгограде. И везде теперь у нас есть друзья! Смотреть на свою страну вживую, а не по телевизору очень здорово! Мы познакомились с таким разнообразием культур, традиций, с невероятным количеством людей! И прежде чем куда-либо отправляться, мы узнаём, чем славно это место, какие люди там живут, какие песни они поют…


– У нас такая специфика – мы можем куда-то выезжать только в период летних каникул, когда и учителя, и ученики отдыхают. И если бы не поддержка главы Сырского поселения Николая Ивановича Головнёва, хор бы сидел на одном месте, – подчёркивает Ирина Каковкина. – Он и наш помощник, и друг, и спонсор, и советчик. Николай Иванович не только интересуется планами хора, помогает финансово, он сам инициирует наши поездки. Уже с февраля месяца заставляет определяться с выбором будущих фестивалей и конкурсов. Так что глава постоянно держит нас в тонусе.


– Мы стараемся делать для наших ребят всё, что в наших силах, изыскиваем бюджетные средства на их поездки. Но чаще всего просто находим спонсоров, меценатов из среды местных предпринимателей, – рассказывает Николай Иванович Головнёв. – Мне нравится увлечённость пением учеников, учителей и одержимость делом руководителя хора Ирины Викторовны Каковкиной. Слушая их, общаясь с ними, я вспоминаю своё детство, когда пел в школьном хоре. Потом, работая в Борисоглебском сельскохозяйственном техникуме, я был участником уже мужского хорового коллектива. Поэтому, наверное, просто не представляю, как можно быть равнодушными к творчеству детей. Более того, мы находим деньги и на поощрительные поездки ребят после побед на конкурсах или фестивалях – они у нас недавно побывали в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. И дети, чувствуя нашу поддержку, стремятся развиваться, идти вперёд. Наше обоюдное сотрудничество работает на престиж села.


– Раньше в Советском Союзе в каждом крае, в каждой области среди прочих был свой главный хор – визитная карточка региона. Зачем? – спрашивает Ирина Викторовна Каковкина. И отвечает: – Это было престижно как для отдельно взятой территории, так и для всей страны. А ещё таким образом сохранялась местная национальная культура. Сейчас мы о российских хорах знаем мало, их редко показывают по телевизору, они почти не гастролируют. Раньше хоровые коллективы были и во всех школах страны. Я считаю огромным упущением со стороны системы российского образования, что эту практику не сохранили. Да о чём можно говорить, если культура в нашей стране опущена ниже плинтуса, образование занимается больше бумажной работой, нежели своими прямыми обязанностями. В Америке, например, даже самый отсталый колледж имеет свой хор. В Европе тоже в каждом учебном заведении есть свой хоровой коллектив. Мы в 90-е годы прошлого века эту традицию просто разрушили. И только сейчас можно говорить о её возрождении. Вот и телепроект «Битва хоров» есть прямая агитация нашего искусства.


– А ведь многие специалисты, в том числе и такой выдающийся педагог, некогда главный хормейстер нашей страны Александр Васильевич Свешников, считали, что своё первое сознательное коллективное воспитание человек должен получить в хоре, – продолжает Ирина Викторовна. – У славян сольного пения в традиции не было – все пели вместе. Вот и воспитание в хоре сродни нашей исконной соборности, жизни в роде, в семье, то есть среди своих. Это специфика нашей национальной культуры. В хороводах воспитывалось целомудрие, дружба, взаимовыручка. Что такое, например, целовальный хоровод? Это некое действо, когда в процессе танца под ноги стелились платочки, и молодые люди, выбирая себе пару, целовались в щёчки. Ведь обнять-то парню девушку можно было только на людях, в том же самом хороводе. В хоре нельзя быть самому по себе. Здесь нужно слушать соседа, других исполнителей, соотносить себя с остальными, двигаться одинаково или стоять плечом к плечу, и попробуй спеть плохо – опозоришь не только себя, но и всех. Хор – это и есть единение. Я считаю, что заниматься сольным пением с детьми 3-4-5-ти лет – преступление. Это называется «взращивание звезды». Мы теряем целые поколения людей, не воспитывая их. И здесь мы опять же возвращаемся к тому, что в нашей жизни огромное значение имеет семья. Я, например, никогда не ходила в хор, хотя в музыкальной школе училась. Но у меня была поющая семья. Когда мама и бабушка в своей уральской деревне пели, а потом к ним со временем присоединилась и я, то наши соседи летом окна открывали, чтобы нас послушать. Говорили: «У Палны девки приехали – песни поют». Это была культура! Хотя моя бабушка образования не получала. Раньше (да и кое-где сейчас) люди, собираясь в компании, пели песни. А сейчас кнопку нажмёшь – и тебе песенки или музычка, как минусовая фонограмма. Я противница пения под магнитофон и в караоке. Это разрушает детский слух. Ведь в караоке изменены музыкальные ритмы, темпы, обработка очень далека от оригинала. Поэтому ребёнок может петь, что хочет. А нужно петь правильно. Было время, когда на отделения народного хора никто не шёл учиться. А сейчас всё больше людей интересуются нашей культурой, нашей музыкой, русской хореографией. Я всегда своих учеников спрашиваю: «Ну хорошо, хип-хоп – это тоже культура. Но когда вы будете выдавать замуж своих дочерей, что петь-то будете? Подо что плясать выйдете?». Я вас уверяю, что всё равно за столом будут звучать «Шумел камыш», «Степь да степь кругом», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?», «Ой, мороз, мороз». А под «Барыню» и «Цыганочку» пойдут плясать даже самые отъявленные рэперы. Я сама с этим столкнулась на свадьбе своего старшего сына. Когда молодёжь на второй день нагрянула к нам, мы с мамой только начали песни петь под баян. Так все эти современные и продвинутые молодые люди «выдали» тот самый классический застольный репертуар, да ещё и просили моего мужа: «Дядя Серёжа, сыграй «Барыню», дай поплясать». Всё современное отошло на задний план – генетика и русская душа взяли своё. Да и как смешно, на мой взгляд, выглядят российские исполнители рэпа. Но зато никакая американка или бразильянка нашу «Барыню» ни за что не спляшет. И тут сразу же вспоминается Лев Николаевич Толстой, который так восхищался своей Наташей Ростовой, пустившейся в пляс в доме своего дяди. Откуда в шелку и в бархате воспитанной графине взялась русская народная стать? Это та самая генетика…


…Учебный год в самом разгаре. Учителя учат. Ученики учатся. И все они, заходя в актовый зал своей школы, превращаются в единый организм, под началом пульсирующего сердца Ирины Викторовны Каковкиной. В этом году они поставили себе целью добраться наконец до конкурса «Завалинка», что проходит в столице Коми городе Сыктывкаре. Однажды они уже стремились туда, да звёзды не сложились. Сейчас вроде бы всё получается. Тем более что и глава поселения обещал поддержку. В хоре снова кипит работа, формируется репертуар, шаг за шагом выстраивается рисунок движений по сцене, друг под друга подстраиваются голоса. И, быть может, следующим летом мы на правах давних знакомых напишем об очередной победе народного хора русской песни Центра культуры и досуга села Хрущёвка. Ведь смогли же они прошедшим летом стать лучшими в Ивановской области на конкурсе «Волжские зори», для которого вернули из небытия « Волгу-песню»…

 
По теме
  В рамках патриотического воспитания старшеклассников для обучающихся 10 университетского класса Липецкого педагогического была организована экскурсия в главный военно-исторический музей страны – Музей Победы.
МБОУ СШ с. Большая Поляна при поддержке администрации Тербунского района приглашает вас к участию в муниципальном проекте «Голоса Победы», посвященный 79-летию Победа в ВОВ.
WhatsApp Image 2024-03-18 at 15.15.02.jpeg+2024-03-18-15.23.01.jpg - Gorod48.ru Трагедия случилась на улице Опытной. Сегодня днем в микрорайоне «Звездный» произошла трагедия: 40-летний мужчина упал с восьмого этажа дома №18 по улице Опытной и погиб.
Gorod48.ru
ВИЧ – инфекция. Профилактика ВИЧ - Знамя Октября По данным Всемирной организации здравоохранения от Вируса Иммунодефицита Человека (ВИЧ) ежегодно умирает до 1-1,7 миллиона человек во всем мире.
Знамя Октября