На портале "Театральное измерение" в свет вышла статья Екатерины Немчиновой (кандидат философских наук, театральный критик, создатель и редактор первого в Липецке интернет-издания о театральной жизни при поддержке Министерства культуры и СТД РФ) посвященная недавней премьере Липецкого драматического театра "Хрустальная сказка".
Хрустальная сказка» стала одной из самых удачных работ коллектива театра на Соколе в 2015 году. Эта история про Золушку вряд ли кого-то разочарует.
Фантазия театра по сказке «Золушка» – именно такое жанровое определение дали в самом театре спектаклю «Хрустальная сказка» по одному из известнейших произведений Шарля Перро.
Постановочные решения режиссера Геннадия Балабаева были дополнены предложениями задействованных в сказке актеров. В результате зритель увидел своего рода «продукт коллективного творчества». И это обстоятельство объясняет тот приятный факт, что спектакль получился образно насыщенным и ярким. Множество, казалось бы, второстепенных персонажей по-своему выразительны и интересны: у каждого – своя пластика, мимика, манера поведения, свой уникальный характер и способ существования на сцене. Такая кропотливая работа, случившаяся в силу режиссерского задания актерам привнести в трактовку ролей нечто свое, безусловно, благоприятно отразилась на всем спектакле. Его не просто хочется внимательно разглядывать, наблюдать за персонажами по отдельности, но и увидеть вновь, чтобы рассмотреть все те нюансы, которые не получилось уловить в первый раз.
Еще одна удача «Хрустальной сказки» – выбор актеров на главные роли Золушки и Принца. Их играют Анна Борискина и Александр Демехин. Этот актерский дуэт не просто выглядит красиво (и это тот редкий случай, когда данный факт убедителен, пожалуй, для всех), но и органично, правдиво существует в спектакле.
Это замечательное совпадение ролевых задач с актерскими данными и возможностями позволило создать правдоподобную, и это определение стоит подчеркнуть, историю о внезапно возникшей между героями любви, что делает «Хрустальную сказку» интересной не только детям, но и взрослой аудитории, прежде всего, конечно же, ее женской части.
Однако хорошим дуэтом главных героев интересные актерские работы в спектакле не исчерпываются.
По-настоящему обаятельного и по-сказочному доброго короля играет Юрий Погорелый.
Отдельного внимания заслуживает актерское трио – Мачеха в исполнении Лилии Журман и сводные сестры Золушки – Жаклин, которую играет Мария Пропастина, и Сесиль – Елена Белозерова.
Несмотря на то, что их образы выдержаны в классическом ключе изображения этих персонажей, в каждом из них есть свежие акценты. Так стремление Мачехи все контролировать и всем повелевать обыгрывается таким атрибутом, как свисток тренера, который она применяет всякий раз, когда требует тишины и внимания, а также музыкальной темой со звуками гонок болидов.
Мария Пропастина, играющая нахальную и дерзкую Жаклин, привлекает яркой мимикой и громкой (в прямом и переносном смысле) передачей харатера своего персонажа. Елена Белозерова привносит в спектакль комичную нотку благодаря созданному ею образу глуповатой и чудаковатой Сесиль.
Также необходимо отметить работу художника-постановщика Светланы Архиповой. «Хрустальная сказка» – это визуально мажорный, красочный и достаточно красивый спектакль. В нем нет ничего необычного, пожалуй, даже сценографическое решение можно назвать стандартным и ожидаемым для спектакля о Золушке: простой каменный дом с деревянными окнами, где обитает Золушка и ее семейство, дворец с витражными окнами стрельчатой формы, обилие витиеватых узоров в декоративном оформлении и гирлянды огней.
Цветовое и стилевое оформление костюмов может порой показаться чересчур пестрым и эклектичным. Но при этом на сцене возникает действительно сказочная, карнавальная по духу атмосфера жизни в сказочном королевстве, заманчивая иллюзия придворных балов с лиричной и торжественной музыкой, замысловатыми танцевальными пируэтами нарядных дам и кавалеров, аура колдовства и необыкновенных превращений, совершаемых доброй Феей и маленьким Волшебником. Все это создает по-настоящему праздничное звучание. И это важно. Как важно для постановщика понимать тот факт, что зрители приходят на Новогодний спектакль, прежде всего, за тем, чтобы в их душе возникло и хотя бы ненадолго в ней осталось хорошее настроение, ощущение волшебства.
Очевидно, что в «Хрустальной сказке» это «чудодейственное» свойство есть.
Секрет неизменного успеха сказки о Золушке состоит в том, что она дает надежду на чудо, торжество справедливости и воздаяния по заслугам. Режиссер Геннадий Балабаев не переворачивает каноны: в его «Хрустальной сказке» Золушка и Прекрасный Принц встречаются, чтобы больше никогда не расставаться. Но все же этот финал – манящая, как сияние хрусталя, хрупкая и зыбкая мечта. Несмотря на то, что в жизни ей вряд ли суждено сбыться, в этот сюжет хочется верить, а потому и неизменно интересно его смотреть. Тем более что Золушка и Принц в «Хрустальной сказке» так убедительны и симпатичны".
Екатерина Немчинова