Уезжая, она обещала вернуться и сдержала слово. Ровно год назад режиссер из Хабаровска Анна Фекета поставила в Липецком драматическом театре спектакль «Кармен иначе» по пьесе Дмитрия Минченка. Что называется, пазл сложился, и спектакль, насыщенный пластикой и танцами, занял достойное место в репертуаре театра. Работа над ним оказалась настолько плодотворной, что режиссер и труппа решили снова встретиться. На сей раз ради комедии под названием «Мужской стриптиз».
Надо сказать, что Анна Фекета очень разборчива: пожалуй, ни один современный драматург не может с уверенностью сказать, что его пьеса, взятая для постановки этим режиссером, пойдет без изменений. Анна часто создает спектакли по мотивам существующих пьес и с большой охотой пишет свои.
Так, в прошлом году сразу после Липецка она отправилась в Вену, чтобы в «Ателье-театре», расположенном на одной из центральных улиц столицы Австрии, поставить спектакль по собственной пьесе, в основе которой переписка адмирала Колчака и Анны Тимиревой. Премьера вышла поистине международной, потому что спектакль посмотрели не только австрийцы, немцы, поляки, украинцы, русские, но даже индусы. Анна призналась: была очень удивлена тем, что иностранцы выходили из зала с заплаканными лицами, а кое-кто даже восклицал: «Так умеет любить только русская женщина!»
Поставленный ею в Иркутске мюзикл «12 стульев» потряс приехавшего на премьеру автора, московского композитора Игоря Зубкова. В новом варианте хорошо знакомой истории маэстро не увидел ничего, что хотя бы малость напоминало шедший десять лет назад на сцене столичного Дворца молодежи антрепризный спектакль.
Совсем другую историю о Снегурочке рассказывает Анна Фекета и в своем мюзикле, написанном в содружестве с композитором Юлией Давыдовой. Немало удивился бы Александр Островский, узнав, что его героиня остается жива и обретает счастье в постановке, идущей в Хабаровске. «Я всегда выбираю в творчестве позитивную направленность», — так объясняет режиссер свою позицию.
Не изменяя себе, также решительно Анна Фекета взялась по-своему рассказать о проблеме молодых металлургов, в одночасье лишившихся работы и средств к существованию, — главных героев пьесы «Мужской стриптиз». Эту тему подняли драматурги Антони Мак Картен, Стефан Синклэр и Жак Коллар в пьесе «Ladie’s Night», признанной в 2001-м году лучшей комедией. В связи с этим авторы удостоились высшей театральной премии Франции «Мольер».
Но, по мнению Анны Фекеты, в пьесе французов много пошлого, в ней сквозит недопустимо пренебрежительное отношение к женщине. Это и послужило поводом к написанию нового произведения в содружестве с Борисом Бужором, заведующим литературной частью Липецкого драматического театра.
— Наш вариант более «сбалансированный», — рассказывает режиссер. — Есть над чем посмеяться и над чем задуматься. Есть и то, от чего становится больно. Во-первых, это жизненная, актуальная для нашего времени история. Во-вторых, она про каждого из нас. Любовь, расставание, экономический кризис, потеря работы — все это из нашей жизни.
— В пьесе очень сильна социальная подоплека, — утверждает Анна. — Это не примитивная комедия положений, где не над чем думать, не сериальное «мыло». Это история о людях, потерявших вместе с работой и надежду. Представьте: ты «пахал» на заводе, он обанкротился, ты учил детей в школе, а ее закрыли. Куда ты пойдешь, если нигде не берут? Психологически трудно приспособиться к такой ситуации.
Еще одна важная тема, поднятая Анной Фекетой в спектакле, — отношение к возникшей проблеме женщины. Сегодня все чаще инициатива исходит от нее, эмансипированной, самостоятельной. Женщина начинает зарабатывать и фактически содержать семью, а мужчина не может ей соответствовать в силу разных обстоятельств. Одно из них — потеря работы.
— Кто-то в этом случае слышит в свой адрес очень обидные слова: «Ты не мужик, ты слабак», — рассуждает режиссер. — Другого стремятся поддержать, утешая: «Сейчас сложный период, мы потерпим, у нас все получится, я верю в тебя». Мужчине важно, чтобы в него верили, ибо за каждым сильным мужчиной стоит любовь сильной женщины.
На что мужчина может пойти ради своих близких? Чтобы ответить на этот вопрос, Анна Фекета и поставила новый спектакль. На генеральной репетиции по случаю его выпуска побывали лишь немногие ценители театрального искусства. Премьера же состоится осенью, в день открытия очередного театрального сезона Липецкого драматического театра.