Как правило, у колядок нет авторов, но они великолепны по своему смысловому строю, искренности и радостной доброте.
— Так, в Липецкой области, сравнительно молодой по возрасту, переплетены народные традиции из близлежащих регионов, — рассказывает заведующая сектором по фольклору отдела традиций народной культуры областного Центра культуры, народного творчества и кино Ирина Захарова. — Ряженые одеваются в одежду наизнанку, мажут углем лица и водят за собой «козу», роль которой, как правило, достается молодому парню. На него надевают тулуп наизнанку, привязывают к нему хвост из веревки и рога из костей животных. Почему именно козу? Считается, что именно это животное приносит удачу в дом. Группа ряженых весело вваливается в дом или тихо стучится в дверь или окошко и поет: «Коляда, маляда, накануне Рождества принесла коляда, принесла пирога! А дай Бог тому, кто в этом дому, чтобы рожь густа, рожь ужиниста. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и богатством».
Затем следует пауза, а дальше кто-то из колядующих обращается к хозяину с такими словами: «А мы не сами идем, мы козу ведем, а где наша коза ходит, там жито родит. А где коза ногою, там жито копою (от слова «копна»). Где коза хвостом, там жито кустом, а где коза рогом, там жито стогом». В это время «коза» рогами слегка бодает хозяина, топает ногой.
— Именно такие напевы традиционны для сел Липецкого и Добровского районов, — уточняет Ирина Захарова. — В XIX веке в нашей области столь же популярна была частушечная форма. Пока «коза» плясала, пели именно нескладные частушки.
После танца «коза» падала и замирала у ног хозяев. Те, как правило, удивлялись, а коляда продолжала:
— Коза наша постилась, подкормить бы ее. И немного ей надо: решето овса, поверх колбаса, до трех кусков сала, чтоб коза наша встала.
И тут наступал кульминационный момент — пожертвование хозяев дома колядующим. Дальше следовали присказки, призывающие людей быть щедрыми: «Не дашь пирога — мы корову за рога. Не дашь пышку — мы свинью за лодыжку». Потом ряженые благодарили хозяев и шли к следующему дому.
К сожалению, в наше время колядующие не понимают смысла этого старинного обряда, не знают припевок, и все сводится к простому вымоганию денег.
— В селе Волчье Добровского района у действующего фольклорно-этнографического коллектива «Птахи», состоящего из местных бабушек, в прошлом году появились юные последователи — детский коллектив «Спутник». Старшее поколение учит подростков грамотным колядкам и другим истинно народным фольклорным традициям, передает свои знания, — говорит Ирина Захарова.
"Липецкая газета".