Космическое чудо Натальи Бондарчук

В Липецк Наталья Сергеевна приезжает не впервые. На сей раз дочь великого русского актёра и режиссёра Сергея Фёдоровича Бондарчука стала гостем липецкого фестиваля детского кино «Радуга», представив публике новую картину «Тайна Снежной Королевы»


Совпадений и мистических встреч в судьбе кинорежиссёра, сценариста, заслуженной артистки РСФСР и заслуженного деятеля искусств Российской Федерации немало. Кому интересно, можно прочитать автобиографическую книгу Натальи Бондарчук. Но на некоторых мы всё-таки остановимся. Например, первый фильм Натальи Сергеевны на детскую тему назывался «Живая радуга». Не знаю, насколько оживлённым был наш липецкий фестиваль, но думаю, что некоторые параллели наша гостья всё-таки мысленно проводила.


Я полюбила Наталью Бондарчук после её картины «Детство Бемби». Не помню, чтобы у меня – подростка – какое-либо кино вызывало столько эмоций и так полно осталось в памяти. Спустя много лет я пересматривала «Бемби» уже с сыном – и мы вместе плакали, я – уже взрослыми материнскими слезами, с ещё большей благодарностью к автору. Оказывается, сказку об оленёнке маленькой Наташе читала мама, народная артистка СССР Инна Владимировна Макарова. И звали Наташу Бондарчук в детстве «Бемби» за большие, выразительные, распахнутые навстречу миру карие глаза.


Мария Волконская – любимая героиня юношеских грёз Натальи Бондарчук. Её она сыграет в нескольких постановках, возведёт на пьедестал и будет истово защищать от различных злопыхателей и антипушкинистов.


ФОТО


…Мы сидели с Натальей Сергеевной в её гостиничном номере в центре Липецка. Она делилась своими впечатлениями от поездки в Тербуны, благодарила руководителя Областного центра культуры, народного творчества и кино Александра Михайловича Чуносова за возможность посмотреть регион…


–  В Год кино в рамках кинофестиваля мне хотелось увидеть потенциальность Липецкой области в плане проката российских, в первую очередь детских фильмов, –  так начался наш разговор с Натальей Сергеевной. За минуту до этого я подарила гостье выпуск «Итогов недели» с материалом о липецких корнях её любимого Михаила Лермонтова. Наталья Бондарчук с огромной радостью взяла номер, пришлось уговаривать не читать его при мне, чтобы времени на интервью осталось побольше. – Земля ваша очень самобытна, она дала России много великих имён. Я же увидела, что здесь и большие просторы для проката отечественного кино. Как я поняла, сельские и районные дома культуры, библиотеки становятся киноточками. Знаете, кино сейчас крутят даже в цирках. Во время кинофестиваля ваш областной центр культуры подключился к системе «единого электронного билета» и тоже стал показывать фильмы. Когда мы приехали в Тербуны, нас на пороге прекрасного культурно-спортивного комплекса встретил Александр Сергеевич, не Пушкин, конечно, но думаю, что тоже хороший человек (Александр Антипов – директор КСК, –  прим. авт.). Обо всём увиденном я обязательно расскажу на предстоящей в РИА-Новости пресс-конференции. Каждый отвоёванный кусочек, на котором можно демонстрировать российские детские фильмы – это наша победа. Сегодня нельзя ждать милости от природы и власть предержащих – надо самим рассмотреть каждую пядь земли русской и понять, где мы можем детям показывать кино… Идёт страшная битва за души наших детей. И мы должны сражаться за каждую детскую душу! А помощниками в этой борьбе могут стать сказочники, в том числе Пушкин и Андерсен, которые воспевали настоящих героев и героинь. Моя Герда выступила против мирового зла, которое воплощает Снежная королева, и растопила сердце Кая. Уверена, в каждом ребёнке есть героическая искра – её только нужно возжечь.


–  Как актриса вы снимались, пожалуй, у самых выдающихся советских режиссёров – Шепитько, Тарковского, Герасимова, Мотыля… А сами стали снимать детское кино. У вас в это время подрастал сын Ваня, почему-то мне кажется, что вы это сделали сначала для него…


–  Совершенно верно. У меня всё начинается с себя. Когда я решила уйти в режиссуру, то не сразу поняла, что мои зрители – дети. Поначалу мы с Николаем Петровичем Бурляевым (тогда супругом Натальи Сергеевны, –  прим. авт.) были нацелены на другую аудиторию. Мне шёл двадцать первый год, и мы вместе сняли картину «Бессчастная Матрёнка» в альманахе «Пошехонская старина» по роману Салтыкова-Щедрина. В то время сатира была не в почёте, и это осложнило наше пребывание во ВГИКе. Не знаю, как бы дело закончилось, если бы не поддержка любимого учителя –  Сергея Аполлинариевича Герасимова. А с детским кино получилось так. Вела я четырёхлетнего Ваню по улице, вдруг подумала: «Золушку» мы уже посмотрели, «Детей капитана Гранта» –  три раза, «Морозко»… В 1982 году я сняла свой первый детский фильм по Носову «Живая радуга», где заложила идею будущей дилогии о Бемби. Казалось бы, фильм об оленёнке, разве могут быть к теме какие-то вопросы? Но нам с Юрием Марковичем Нагибиным понадобилось целых два года, чтобы доказать актуальность «Детства Бемби». Когда картина впервые вышла на экраны, её посмотрели сразу семь миллионов детей! Сейчас даже самые популярные блокбастеры не собирают такой аудитории. В СССР в каждом крупном городе имелся свой детский кинотеатр, поэтому с прокатом детского кино проблем не было, да к тому же он приносил государству огромные прибыли.



–  Почему-то я уверена, что снимали вы «Бемби» не только для детей…


–  Конечно! Я многое и многим говорила этой картиной. В фильме заняты мои самые близкие и родные люди: тогдашний муж Николай Бурляев, сын Ваня, за кадром звучит голос отца (Сергея Фёдоровича Бондарчука, –  прим. авт .), которому сценарий очень понравился. Мы подняли сложную проблему – человек ли венец природы? В советское время отношение к этому вопросу было однозначное. А мы показали, что человек может нести страшное зло, преследовать не только мир природы, но и своих же собратьев – людей. Когда Нагибин спросил, как мы будем снимать этот фильм, я объяснила просто: на охоте сначала бежит оленёнок, оборачивается – а это мальчик… Юрий Маркович всё сразу понял, заразился этим замыслом. И с будущим классиком советской литературы мы одиннадцать часов просидели за сценарием… В то время я уже была космистом, читала труды Рериха, Циолковского, Вернадского, Чижевского и вложила в фильм главную мысль: душа наша бессмертна. Мне было очень сложно эту идею «протаскивать» сквозь советскую цензуру. Когда в Министерстве культуры СССР увидели, как из лотоса появляется белый огонь, начался страшный скандал, меня пытали о религиозных мотивах в детской кинокартине. Спас ситуацию главный редактор Главной сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР Армен Медведев, сказав, что это похоже на модель современной кинематографии – никто не знает, что это, но красиво. Тут уместна такая параллель: «Солярису» было сделано тридцать три замечания. Например, такое –  из какой субстанции появляется Крис: коммунистической или капиталистической. Если бы Андрей Тарковский исполнил предписания, мы никогда бы не увидели великого произведения искусства. Моё полнейшее убеждение: в детский кинематограф нужно закладывать всё, что ты умеешь, во что веришь, чем дышишь. Ребёнок гораздо мощнее, чем мы. Он ближе к Богу, к Космосу, он не превозносит себя, а является неотъемлемой частью природы. В своём взрослом хаосе мы пропускаем моменты красоты, а дети ещё умеют наслаждаться этими мгновениями. Посмотрите, ведь ребёнок обязательно остановится у лужи, в которой отражается солнышко. А мы пройдём мимо. Ребёнок обнаружит в снежинке Космос, а взрослый равнодушно стряхнёт её с ладони. И от нас зависит: созреет ли цветок его души, или склонится под тяжестью взрослых проблем. Поэтому я этим фильмом обратилась к детской душе: ребёнок, ты бессмертен!


Впервые о жизни, её начале и конце я задумалась ещё в школе, когда нарисовала перевёрнутую восьмёрку – символ бесконечности. Я спросила у учительницы: что может быть конечным в бесконечности? Она не ответила… Тогда, получается, и мы бессмертны… Я уважаю все религии. Но, тем не менее, на мне всегда православный оберег, крест, я пощусь, хожу в церковь. И с особым трепетом снимала фильм «Гоголь. Ближайший», где православная линия была, пожалуй, одной из основных. Но ведь дело не в символике. Мой любимый Серафим Саровский сказал: «Радость моя, стяжай в себе дух мирен, и тысячи вкруг тебя спасутся». С каждым из нас может произойти чудо, если мы этому чуду соответствуем.



–  Ваша дорога к храму началась от любви… Вы крестились после съёмок в «Солярисе» у Андрея Тарковского… Простите, но не могу не спросить. Крещение было ради физического спасения?


–  В первую очередь, ради физического спасения, хотя, конечно, не без духовной и нравственной составляющей... В то время я переживала сильнейшую жизненную драму, связанную с Андреем Арсеньевичем Тарковским. Мне нужно было выйти из этого тупикового состояния. И тогда я пошла в православный храм…



–  Простите, что перебиваю, а разве у ваших родителей не было православного опыта? Всё-таки, они люди иного времени, а отец и вовсе с Украины, когда-то земли сугубо православной….


–  Отец ушёл из семьи, когда мне было восемь лет. Поэтому про его православный опыт мне до определённого времени было ничего не известно. Когда я стала старше, мы с папой говорили на разные темы, он оказался человеком очень религиозным.



–  А правда ли, что Сергей Фёдорович в определённый период своей жизни был готов принять постриг?


–  Начнём с того, что отец так же был космистом, с уважением относился ко всем религиям. Будучи во Франции, он попал во францисканский католический монастырь. И вот там чуть было не остался, настолько ему в монастырских стенах вдруг стало спокойно, благостно. При этом его «пас» очень серьёзный человек из органов. И когда Сергей Фёдорович выказал своё желание остаться в обители, вся наша делегация страшно перепугалась. Представляете, ведущий советский кинорежиссёр, обладатель всех мыслимых мировых и отечественных премий, подвизается в христианском монастыре!


–  То есть Сергей Бондарчук знал, о чём говорит, когда снимался в фильме «Отец Сергий» по Льву Толстому?


–  Конечно! О той истории отец рассказал мне некоторое время спустя, в музее Рерихов, когда мы стояли с ним у картины «Сергий Радонежский». Сергей Фёдорович родился 25 сентября 1920 года в день Сергия (святой почил 25 сентября 1392 года). И его мама Татьяна с бабкой-сербиянкой тайком от отца-коммуниста «утащили» мальчика в церковь и там крестили в память Сергия Радонежского. В его родном селе Белозёрка, что под Херсоном, мне потом рассказывали, что буквально дней через двадцать после крещения Сергея Бондарчука великолепный храм закрыли. Бабушка с мамой успели… И в моей жизни всё так – я успеваю вскочить буквально в последний вагон. Я задумала на Алтае снимать фильм о Сергии Радонежском. Мы в то время строили там часовню во имя Сергия по рериховским эскизам, я жила неподалёку в доме старообрядки, где ничего, кроме большой русской печи, не было, читала взахлёб «Житие Серафима Саровского». А по возвращении в Москву в руки попал сценарий, работать с которым я и не собиралась. Но едва открыла титульный лист, а там эпиграф – слова Серафима Саровского. Стало понятно, что это знак: фильм состоится! Берусь, но с двумя условиями: в картине обязательно должен быть образ Сергия Радонежского (помните, как святой приручил дикого медведя?) и одну из сцен обязательно снимать на Алтае. Мне пошли навстречу – так родился фильм «Просите, и будет вам». А в это время Советский Союз разваливается, рушится всё, нам даже медведей стало нечем кормить. Государственному прокату было не до нас, и мы с Александром Дерябиным подарили плёнку в Сергиеву Лавру. Теперь в Рождество Христово монахи, трудники и гости обители смотрят этот фильм, ведь больше образа Сергия Радонежского в отечественном кино не встретишь. В прошлом году я снова хотела запуститься с картиной о русском святом, но денег не нашла. Надеюсь, кому-то всё-таки придёт в голову мысль: России необходим фильм о великом русском подвижнике.



–  В своём дневнике вы пишите: «Невоспитанное сердце – вот что ведёт человека к пропасти». Неужели всё-таки наступило время, когда вокруг «демонов немощная дерзость»?


–  Мы сами всё разрушаем. В девяностые годы нас всех просто предали. С «лёгкой» руки тогдашнего президента Бориса Ельцина разорили великую страну. А ещё раньше, при Горбачёве, начали уничтожать моего отца. Кстати, его собирались буквально устранить физически. Его друзья из «определённых кругов» предупредили, мол, идёте вы, Сергей Фёдорович, на истребление. Мы все об этом знали. Но тогда на съезде кинематографистов унижали не только отца –  Кулиджанова, Ростоцкого, Наумова, растоптали Николая Бурляева с первым фильмом «Лермонтов». А про меня жаловались, мол, дочь мэтра снимает уже второй фильм по никому не известному роману об иностранном оленёнке. Это так возмутило Нагибина, ведь Феликсу Зальтену, «отцу» Бемби, в Австрии при жизни поставили памятник! Меня даже не выпускали к съёмочной группе, которая ждала продолжения съёмок на Кавказе.


А перед теми, кто хотел уничтожить всё сделанное отцом в искусстве, встала проблема: им не нужны мученики. Тогда они пошли с другой стороны – сначала развенчали героев, на которых взрастали целые поколения советских людей, например, их образы в кинематографе создали Евгений Урбанский в фильме «Коммунист», Василий Лановой и Георгий Юматов в «Офицерах», мой отец в «Судьбе человека»… Убрали их с экранов, заставили ориентироваться на других персонажей, растоптали подвижников. Отец был носителем русской идеи, настоящим русским мужиком – такие в те годы были не нужны, более того –  они были опасны. Отец всегда своим творчеством утверждал бессмертие души. Сейчас на экраны вышел красивый английский фильм «Война и мир», но у Пьера Безухова сценаристы вырезали самую главную мысль романа Льва Николаевича Толстого: «Кого арестовали? Меня? Мою бессмертную душу?!» Англичан, как, в сущности, и весь западный кинематограф, это не интересует. Для них важно физическое тело, а для нас – душа. Им нужно остаться в живых, а нам – совершить подвиг ради жизни вечной… Мне повезло, я застала последнюю дивеевскую девицу. В 1991 году мы снимали документальный фильм о том, как были обретены мощи Серафима Саровского. Когда раку с мощами перевозили из питерского Казанского собора в Елоховскую церковь Москвы, в Ленинграде разразилась страшная гроза. Когда же ковчег со святыми мощами три раза обносили крестным ходом вокруг Елоховского собора, мой оператор Марис спросил с милым прибалтийским акцентом: «Наташа, что это за запах?!». То благоухание, что распространилось далеко-далеко от храма, я до сих пор забыть не могу.


После Москвы батюшку Серафима повезли через города и веси России в его любимое Дивеево. Наша съёмочная группа процессию обогнала, мы приехали в обитель первыми. И вот тогда-то я и повстречалась с последней дивеевской девицей матушкой Серафимой. Она меня угостила чёрным хлебушком из котелка Серафима Саровского. Ей тогда было 94 года. Она была уверена: Господь её хранил для того, чтобы встретить мощи святого. Об этом чуде её предупреждал и Мотовилов (Николай Александрович Мотовилов –  симбирский и арзамасский помещик, собеседник преподобного Серафима Саровского и его первый биограф, многолетний попечитель Серафимо-Дивеевского монастыря, –  прим. авт.), да и сам Серафим Саровский пророчествовал, что телом лежать в Дивеево не будет, но случится время, когда он вернётся. Матушка показала мне огарочек свечи, при которой святой умер. Она хранила эту свечку, варежку и котелочек его до новой встречи с батюшкой Серафимом. Матушка рассказала: когда пришли представители Советов в монастырь, в первую очередь содрали со всех насельниц кресты. Тогда матушки выпилили крестики из железных кроватей и снова на себя повесили. И так спаслись…


Весь отснятый материал я отвезла Святославу Николаевичу Рериху, подарила ему икону Серафима. А для Святослава Николаевича Саровский батюшка был самым любимым и почитаемым русским святым. Кстати, из всех Рерихов Святослав Николаевич был наиболее православным. Его картины до сих пор висят в Лавре, его похоронили в Индии по православному обряду, правда, хотел он лежать в петербургской земле. Святослав Николаевич Рерих плакал, когда смотрел наш фильм – это был последний год его жизни…



–  Вы сказали, что Сергея Фёдоровича Бондарчука с детства учились воспринимать как творца, а не как отца…


–  После развода родителей я пять лет не общалась с папой… Это была наша общая драма. И маме и папе разрыв дался с огромной болью, поэтому несколько лет мы не пересекались. Поэтому за отцом я смотрела как бы со стороны. Он оказал на меня своими фильмами огромное влияние. Я стремилась посмотреть каждую его картину, чтобы наша с ним встреча состоялась. И рано начала понимать его философию жизни, разделять её. Мы с вами уже не раз упоминали о Льве Толстом, но отец его не просто любил, он стремился его понять.



–  В период съёмок о Бемби, у вас убили главных героев – оленят, просто зарубили топором, желая полакомиться молодым мясом. А вас саму часто настигал топор предательства?


–  Когда зарубили наших любимых оленят, все рыдали – и дети, и взрослые. Парень жил на пенсию своей бабушки, занимался браконьерством, просто пришёл в заповедник, убил доверчивых животных и радовался лёгкой добыче. Тогда всё политбюро во главе с генсеком Брежневым обожали охоту, чаще всего браконьерскую. Так что же говорить об обычных гражданах? Но наши оленята были ручные, они беспрекословно доверяли человеку. И убить доверие – это же просто немыслимое преступление!..


В наследие от отца нашей семье остались и те люди, которые нас бесконечно любят, и те, кто люто ненавидит. Я это почувствовала, когда сняла фильм «Пушкин. Последняя дуэль», где посмела рассказать о международном заговоре против поэта. Его корни тянутся к фигуре графа Нессельроде, его ещё называли «австрийским министром русских иностранных дел». Друг Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал, что на Александра Сергеевича и его жену Наталью Николаевну была накинута чудовищная сеть интриг. Цель заговора – разъединить Пушкина и Николая Павловича, тогдашнего царя, на которого поэт безусловно влиял. Император назвал Пушкина самым умным человеком России, поэтому Александра Сергеевича должны были уничтожить. История всегда повторяется: вокруг правителя роятся враждующие группировки, раздирающие тех, кто находится у власти.


Простите за сравнение, но мой отец Сергей Фёдорович Бондарчук влиял на наше общество не меньше, может быть, и больше, чем Брежнев, Горбачёв и Ельцин. Я уверена, что и сейчас он принёс бы огромную пользу нашему государству, если бы остался в живых. Но у него есть сын – Фёдор, есть я, внуки, и мы все вместе продолжаем его дело укрепления государственности, защиты культуры и прав нашего народа.


Мы сегодня поставлены в такие условия, что иногда и руки опускаются. Часто думаю: если у меня мало что получается, то что «светит» выпускнику кинематографического вуза, у которого ни фамилии, ни опыта, ни могущественных друзей. Сейчас мы вынуждены считать каждую копейку, самостоятельно искать деньги на производство. Ещё одна беда – нет проката. Даже если появится супергениальный фильм, его покажут на двух-трёх фестивалях – и всё!



–  Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Николай Бурляев –  удивительные личности, таланты. Как вы переживаете не просто физическую смерть, а смерть любви?


–  Я считаю, что любовь абсолютно бессмертна. Если человек испытал это чувство, то оно останется в нём, с ним навсегда. Но это понимаешь потом. А в момент расставания человека в жизни может удержать только чудо. Чудо! Для меня этим чудом стало крещение и православие. Посмотрите, я сыграла у Ларисы Шепитько героиню, которая, испытав любовь, решается на самоубийство. Арсений Тарковский снял меня в роли Хари, которая множество раз уходит из жизни. В «Красном и чёрном» моя мадам Де Реналь просто умирает от любви. И только Мария Волконская, пусть и трагическая героиня, но остаётся жить. И у меня поначалу тоже не хватило сил справиться с уходом любимого человека, и я тоже хотела наложить на себя руки. Поэтому крещение стало для меня спасением. И всё-таки спасти себя в такой ситуации может только сам человек. Если в тебе есть жажда жизни, то ты останешься жить, будучи порубленным на куски на поле боя. А если такой силы нет, то и обычная усталость станет роковой…


Я работаю не только для своих детей и внуков (на днях у меня родился четвёртый внук – Даниил), но и для всех ребятишек нашей страны. Самая главная моя награда – радость юных зрителей от встречи с хорошим кино.




Фото из личного архива Натальи Бондарчук

"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
 
По теме
27 марта в Липецком драматическом театре на Соколе состоялось традиционное празднование Дня театра.
  26 марта студенты подготовительного отделения кафедры русского языка как иностранного посетили Липецкий историко-культурный музей.
Представители липецкой молодежи встретились с сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Липецкой области.
Мужчине грозит до пяти лет лишения свободы Юлия КЛЮЕВА 45-летнего жителя Липецка осудят за поджог макета фотовыставки в парке Победы Фото: Юлия КЛЮЕВА В Липецке будут судить мужчину, который поджег макет фотовыставки.
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК