Пасхальный марафон по Курской дуге (статья, фото)

Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева бьет рекорды в городах ЦФО.

В этом году проходит уже двенадцатый пасхальный фестиваль. Продлится он до 16 мая. За 12 дней музыканты запланировали дать более 90 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. При этом 23 концерта симфонической программы фестиваля пройдут в 14 городах центра России. Повезло и жителям регионов присутствия нашей сети городских порталов, так как концерты состоялись в Белгороде, Брянске, Орле, Курске, Смоленске, Туле, Калуге и Ярославле.


Как подчеркивает Валерий Гергиев, Пасхальный фестиваль – такое мероприятие, которое делает мировое искусство доступным для обычных граждан, у которых нет возможности выехать на концерт в Санкт-Петербург или Москву . Вот и в этот раз в концертные залы пришли учителя, врачи, работники различных бюджетных организаций.

В этом году программа фестиваля отдает дань памятной дате в истории нашего государства – 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны – битве на Курской дуге. Концерты состоялись как раз и в тех городах, которые стали опорными пунктами стратегической операции.

Маэстро Валерий Гергиев уверен, что забывать столь значимые даты никто не вправе : " У меня отец прошел всю войну. В нашей семье многие остались на полях сражений. Это трагические события, которые не ушли навсегда. Эти шрамы не уходят совершенно точно. Я к этому отношусь без лишней патетики, но очень серьезно. Хотелось сыграть концерт и связать его с теми событиями ".

Кстати, для каждого города предусмотрена своя программа.


- Мы играем разные произведения и разные фортепианные концерты, разнообразие интересно.   Надеюсь, что зрители не будут разочарованы , - отметил Валерий Гергиев. -   Концертная программа не зависит от города, но музыкантам хотелось отдать дань памяти погибшим в сражении на Курской дуге. Классическая музыка имеет способность вызывать эмоции, которые соответствуют этому моменту. Мы из Петербурга, но знаем, что здесь, под Прохоровкой, решалась судьба всей России, грандиозное сражение приобрело решающий переломный характер. Об этом помнят все музыканты.

Журналистам повезло немного больше чем зрителям, так как мы смогли пообщаться с самим Маэстро, а также с выдающимся пианистом современности Денисом Мацуевым.

Про костюм, футбол и рояль

- Расскажите о вашем вояже в рамках фестиваля…

Это миссия в пасхальные праздничные дни, которая дорогого стоит. Я считаю, что все настоящее приходит не в столице, а в провинции, в хорошем смысле этого слова. Мне очень близка публика небольших городов. Я сам сибиряк. Я недавно подсчитал, что посетил 65 стран и 115 городов России. Cовершая вояж по городам Курской дуги, мы делаем своего рода рекорд – восемь концертов в восьми городах за четыре дня. А сегодня три концерта в один день – в Белгороде, Курске и Орле. Я так думаю, что подобного еще никто не совершал. Конечно, это тяжело физически, но сцена заряжает, она лечит, словно "сценотерапия".

-  Есть в концертной программе композиции, которые посвящены великой дате?

- Я глубоко убежден, что любое произведение несет в себе свою миссию. Потому что специально играть произведения, посвященные к какой-то дате, может, и правильно. Но любой концерт Чайковского, Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова можно посвятить любому подобному мероприятию. Концерт Шостаковича, который мы исполняем в рамках фестиваля, тоже можно назвать преклонением перед этим святыми датами.


- Здесь и на концертах вообще вы исполняете классическую музыку, а что играете для себя, для друзей, когда отдыхаете?

- Я вырос на музыке из фильмов, оперетте, нормальной эстраде, которая была в советском союзе, а не том, что сейчас происходит. Я все-таки поклонник "той" эстрады.  Безусловно я слушал и играл ее, джаз продолжаю играть, и классический рок –Queen, Deep Purple а также Beatles.

- Вам как пианисту возить с собой свой инструмент сложно…

- Ну почему, бывает и такое. Например, в Смоленск пришлось ехать со своим роялем. Не в каждом городе есть инструменты…


- Не пробуя ни разу инструмента, насколько сложно приспособиться к нему вот так с ходу?

- Иногда бывает двух звуков достаточно, чтобы понять и акустику зала и сам инструмент. Вот как сегодня я еще не прикасался к роялю. Буду играть с ходу. Но в этом есть интрига своеобразная.

- Вы волнуетесь перед концертом и как справляетесь с волнением?

- Безусловно, я волнуюсь перед выходом к курской публике, так как для меня это дебют. Также я перед этим ни разу не был в Брянске и Орле. Волнение у меня с детства своеобразное – никогда не было трясущихся коленок. У меня творческое волнение – хочется быстрее выбежать на сцену и сесть за рояль. Оно даже помогает.


- Какой вы вне сцены?

- В концерном костюме я такой же, как и в обычной жизни. Музыкант не должен обманывать, надевать в концертном фраке какую-то маску.

- Что любите помимо работы, остается еще на что-то время?

- Футбол, конечно, хоккей! Я страстный болельщик и до сих пор еще играю в футбол. И хотя я не стал футболистом, как я мечтал в детстве, я не жалею -   моя бы карьера уже подходила к концу. Кстати, когда оркестр Мариинского театра проводит традиционный фестиваль в Финляндии то музыканты обязательно играют в футбол с профессиональными футболистами. Собираются настоящие звезды и играю.

- Вы на какой позиции?

- Я центрфорвард.  

Исповедь маэстро или о чем болит душа Валерия Гергиева

А все-таки у всех концертов в городах ЦФО есть один объединяющий момент. На сцену вместе с большими артистами из столичных городов выходят сводные оркестры различных школ. К примеру, в Курске впервые на Пасхальном фестивале прозвучало уникальное произведение "Stabat Mater" Перголези. Проникновенная музыка, начатая 25-летним композитором за год до смерти, была закончена в последние дни его жизни . особую трогательность произведению предали детские голоса, которые звучали по-ангельски чисто.

Во всех городах на сцен вышел один из уникальных камерных коллективов современности - "Страдивари-ансамбль" Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Музыканты играют на старинных струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы: Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллером.

Помимо знаменитого оркестра на одной сцене с юными артистами выступают и солисты Мариинской оперы, лауреаты международных конкурсов Оксана Шилова и Юлия Маточкина.

Пасхальный фестиваль получился насыщенным. Подобных переездов из города в город – в день два-три и везде концерты примерно по полтора часа. Разумеется, что по техническим причинам, не всегда удается прибыть на концерт вовремя. Тем не менее мероприятия не отменяются, люди ждут, а сам Маэстро давно поразил всех своей неутомимостью.

Уделил он внимание и журналистам. Несмотря на плотный график и усталость, после концерта он буквально "исповедовался" нам.


- Мы даем концерты в центральном регионе России, Пасхальный фестиваль насчитывает 12 летнюю историю, сотни и тысячи выступлений. Программа разнообразная, хоровые коллективы хорошо звучат с оркестром Мариинского оркестра. Так было и в Белгороде, и в Брянске, и в Смоленске. Уверен, что и в других городах все получится.   Это еще не огромное, но все-таки начало, значительного процесса создания и движение к созданию хоровой традиции искусства – я бы хотел этому поспособствовать  и даже согласился возглавить Всероссийское хоровое общество и не потому что у меня "мало" титулов.

Считаю, что нужны объединенные усилия возможностей, которые у меня есть, и огромное желание поспособствовать. Детское  хоровое  искусство, которым  всегда славилась  наша страна, необходимо возрождать. Должны возникать детские коллективы хоровые. Не в музыкальных школах, а вообще в школах. Огромное количество музыкантов, которых я знаю, это не только музыканты моего поколения, но и старше и младше, прошли через пение в школьных хорах. Все мы можем сделать очень многое – воодушевить, поддержать запал.

В 90-е годы мы стали терять хоровое искусство. Стало казаться, что возникли трудности и всегда находятся желающие, готовые списать все на трудности. Обольщаться не надо – в Германии Англии, Америке сохранили эту традицию. В России хоров осталось мало.

Сейчас идет процесс воссоздания храмов. Хороший процесс. Возникает вопрос, будет ли там звучать хоровое пение. Мне хочется, чтобы произошла перебалансировка. Ведь музыка звучит везде – в ресторанах, транспорте, даже лифте. В России должна звучать и звучит, недостаточно и часто не совсем организованно, наша музыка.

Необходимо поставить задачу - не пройти мимо. Есть регионы, где ситуация очень непростая, где развал и все дряхлеет. Временами хочется снять  с себя курточку и продать ее, чтобы помочь коллегам.

Мы тоже проходили через трудности. Мы много трудились. Самое губительное, что если руководители страны или региона не стремились что-то организовать, то и многие ничего не делали. Мы много работали. Мы как Ватикан – вроде та же Италия, но не совсем. Мы сохранили репертуар, спектакли, традиции.  

P.S.

Говоря об успешности того или иного мероприятия, можно смело судить о нем с точки зрения обычных зрителей – аплодировали ли они, насколько внимательными были, уходили ли.   Выступление хоровых коллективов, "Страдивари-ансамбля", Дениса Мацуева зрители слушают затаив дыхание, боясь пошевелиться и спугнуть очень тонкое ощущение торжества и радости от прикосновения душой к работе великих мастеров. А значит миссию Московского Пасхального фестиваля можно считать выполненной

Олеся Роговская, фото пресс-службы Мариинского театра

 
По теме
В этом убедились девятиклассники школы № 55 благодаря встрече в военно-исторической библиотеке с липецкими поэтами, членами Союза писателей «Воинское содружество» Аллой Самохиной и Ольгой Смирновой.
Тематический час «Братья наши меньшие», проведённый в библиотеке «Проспект» совместно с сотрудниками Липецкого зоопарка, превратился в большой семейный праздник.
Специалисты из Воронежа провели прием юных липчан - Управление здравоохранения 28 марта 2024 года на базе поликлиники ГУЗ «Областная детская больница» был организован консультативный прием специалистами клинических кафедр Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.
Управление здравоохранения
Фонд «Милосердие» передал липецким медикам высокотехнологичное оборудование - Липецкая ГТРК Лия Мурадьян Помочь с закупкой попросили сами врачи Фото предоставлено пресс-службой Фонда «Милосердие» Благотворительный фонд «Милосердие» помог оснастить липецкую городскую больницу №3 современным медицинским оборудованием.
Липецкая ГТРК
Литературный час «Русской песни запевала» - Межпоселенческая библиотека Сегодня редко найдёшь человека, который бы не слышал, а может и сам не распевал бы в компании «В городском саду играет духовой оркестр», «Три года ты мне снилась», «Потому, потому, что мы пилоты», «На крылечке твоём», «Хвастать,
Межпоселенческая библиотека