40 лет назад имя Леонида Борткевича гремело на весь Советский Союз. Именно он исполнил знаменитые хиты белорусского коллектива «Песняры»: «Александрына», «Белоруссия», «Алеся», «Березовый сок», «Беловежская пуща». О его былом браке с прославленной гимнасткой Ольгой Корбут сложено много легенд. Спасаясь от последствий аварии в Чернобыле, пара уехала в США. А в 2000 году Борткевич вернулся в родную Белоруссию уже один и возобновил музыкальную карьеру.
Сейчас 64-летний певец живет в загородном доме под Минском с женой, которая моложе его на 36 лет, и воспитывает восьмилетнего сына. Неделю назад певец, вместе со своей группой выдержавший 16-часовой путь от Минска до Добринки, побывал на 85-летии района, о чем «Липецкая газета» уже сообщала. Там нашему корреспонденту удалось взять у певца эксклюзивное интервью.
— Леонид, говорят «Песняров» сейчас много? Как приходится доказывать подлинность творчества?
— Только творчеством — и никак иначе. Белорусский государственный ансамбль «Песняры» — ребята молодые. И они, как известно, пошли своим путем, не слишком следуя творческим «заветам» Владимира Мулявина. Наш коллектив, созданный в 2009 году, продолжает именно мулявинские традиции. Мы объединились не ради бизнеса, а для того, чтобы передать наш опыт и творческое наследие молодым талантам, которые знают и помнят наши песни.
— Как вы добирались до Добринки?
— Как видите, на обычном микроавтобусе. Заезжали в Ростов, чтобы забрать солиста Михаила Долотова и клавишника Геннадия Блинова. Конечно, путь был нелегким, но я люблю ездить по России, как люблю и саму Россию. Пригласили нас еще в один город. Но мы отказались! Не капризничаем, просто устали. После Добринки и небольшого отдыха — сразу домой, в Минск.
— Куда вас приглашают на гастроли и как часто?
— В молодости давали по два концерта в день и работали в сжатом графике. Сейчас — нет. Нам предстоят гастрольные туры в Германию, Израиль. А вот в Америку почему-то не получается, хотя я и прожил в этой стране почти десять лет. Может быть, потому, что я не смог ее полюбить...
— Как вы относитесь к выступлениям вот в таких небольших райцентрах, как Добринка?
— Очень хорошо. Мне нравится выступать и на небольших открытых концертных площадках, клубах и камерных залах, и на широких площадях. И где бы это ни было, перед зрителем артист предстает таким, какой он есть. Для нас очень важно место, где мы выступаем.
— Кто сегодня ваши слушатели? Люди, чья молодость приходится на 70-е? Чувствуете ли свою востребованность?
— Надо ли говорить, что на творчестве «Песняров» воспитано целое поколение граждан СССР, и, может быть, даже не одно поколение. Люди, слушая нас, испытывают желание хотя бы на время вернуться в молодость. И это очень хорошее чувство, заслуживающее уважения. Я готов петь для таких благодарных зрителей.
— Леонид, вы были первым, кто исполнил песню «Белоруссия». Помните, что вы испытали тогда?
— Песня Пахмутовой и Добронравова писалась на заказ. И получилась на редкость удачной. Она до сих пор остается востребованным хитом «Песняров», хотя песен о родине, о Белоруссии сложено немало. Но эта — особенная по звучанию, мелодичности, энергетике. Что испытал, когда спел? Огромное чувство радости. С тех пор песня «Белоруссия», получившая большую известность, занимает в программе ансамбля почетное место песни-заставки, которой мы иногда открываем свой концерт. Несомненной удачей можно считать и «Беловежскую пущу», в свое время изобретательно аранжированную.
— Леонид, расскажите историю рождения одной песни, ведь она есть у каждой?
— Бессмертный хит «Александрына» на стихи Петруся Бровки, между прочим, первая песня Владимира Мулявина. Он сочинил ее всего за ночь специально для меня. Я пришел на прослушивание в «Песняры», что-то спел. Мулявин ничего не сказал, а буквально на следующее утро принес «Александрыну». С ней я и вошел в «Песняры». На одном из концертов песню услышал Машеров (бывший первый секретарь ЦК компартииБелоруссии. — Прим. ред. ) и тут же отдал распоряжение присвоить всем «Песнярам» звание заслуженных артистов республики. Чем покорила Петра Мироновича именно эта песня, понять нетрудно.
Есть в истории этой песни еще одна страница. И связана она с именем женщины, которой посвятил свои стихи молодой Петрусь Бровка. Ее звали Зинаида Конопелько, она была актрисой Коласовского театра, потрясающе пела, а студентом Бровка весьма увлекался театром и, надо полагать, актрисами. Как-то в одном из интервью незадолго до смерти Зинаида Игнатьевна рассказала о том, что ей, девушке с васильковыми глазами и светлыми косами, посвящал свои стихи Петрусь Бровка.
— Спокойно ли вас отпускает на гастроли ваша жена Татьяна Родянко? Вам 64, ей — 28. Или, пожалуй, лучше так спросить: не волнуетесь ли вы за нее, оставляя одну?
— Таня не одна, с сыном. Она все понимает, потому что умница. Я ревнив в меру, да и в супруге на сто процентов уверен. Очень часто и она бывает с нами в гастрольных поездках, особенно длительных. Ну а летом свою семью я обычно отправляю в Турцию на отдых, а сам остаюсь работать с коллективом. Любим всей семьей отдыхать на Алтае, на родине Михаила Евдокимова, с которым мы дружили.
P.S. Леонид Борткевич неохотно рассуждал о современной эстраде, вернее «ее отсутствии, за редким исключением». Недоуменно пожимал плечами при упоминании о расплодившихся ныне звездочках-однодневках, справедливо считая, что признанный талант требует многолетнего доказательства своей состоятельности у взыскательного зрителя. Ведь музыкант, по словам Борткевича, — самая честная профессия. В ней сфальшивишь — освистают, сбросят с пьедестала и забудут, невзирая на оглушительный успех еще вчера.
А когда певец вышел на сцену и запел, на площади сразу поменялась энергетика. Кто-то, услышав первые аккорды «Беловежской пущи», прослезился, вспомнив молодость и бесшабашную юность. Два часа артисты радовали добринцев, работая искренне и без фонограммы.