— Вы не смотрите, что мы все пенсионерки, — спеть и сплясать умеем лучше молодух! — уверяли нас бабушки из села Долгуша Долгоруковского района. — В Липецк приехали на людей посмотреть и себя показать, пусть все знают, какие у нас в районе таланты.
Татьяна Кузьмина, Анна Соловьянова, Раиса Тарантина, Надежда Лыкова вместе со своими односельчанками не привыкли скучать. В репертуаре их этнографического ансамбля залихватские танцы, берущие за душу страдания и народные песни из далекой старины. Исполняют их бабушки из Долгуши увлеченно и самозабвенно. Так что их номера не затерялись среди выступлений более сотни самодеятельных артистов из Липецкой, Белгородской, Воронежской, Рязанской областей, приехавших в минувшую субботу в областной Центр культуры и народного творчества на IV межрегиональный фестиваль фольклора «Рождественские встречи».
В длившейся несколько часов программе «Встреч», посвященных в этом году 60-летию Липецкой области, выступили ансамбли «Воля», «Истоки», «Хохольские родники» из Липецкой и Воронежской областей, этнографический коллектив «Птахи» села Волчье Липецкой области, народный ансамбль из села Секирино Рязанской области и многие другие.
— Сегодня, в век нескончаемого потока информации, человеку всё больше хочется хоть на время остановиться, отдохнуть от суеты, побыть наедине с собой, — отметила в беседе с нашим корреспондентом инициатор и организатор фестиваля, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Кристаллина Иващенко. — Великий праздник Рождества Христова даёт прекрасный повод прислушаться к своему сердцу и душе, задуматься о смысле жизни.
Юные артисты ансамбля «Воскресение» гостеприимно встретили гостей праздника колядками, записанными во время фольклорных экспедиций в сёлах Добровского и Измалковского районов, тепло поздравляя с Рождеством: «Рождествуйтесь, веселитесь, люди добрые, со мной! И с восторгом облекитесь в ризу радости святой. Нынче Бог родился в мире… Мы пришли Христа пославить, вас всех с праздником поздравить».
Под овации переполненного зала со сцены звучали печальные страдания, вёселые свадебные песни, нежные колыбельные, озорные колядки. Почетным гостем «Рождественских встреч» стал человек-легенда в мире русского фольклора, профессор Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского Вячеслав Щуров, всю свою жизнь посвятивший исследованию южнорусской песенной традиции.
— Я впервые на фестивале, хотя неоднократно с 1958 года приезжал в эти края в экспедиции, — рассказал учёный. — Липчане — одни из самых северных представителей южнорусского фольклора, возникшего в поселениях крестьян-ратников, защищавших рубежи страны от набегов кочевников. Это яркая, самобытная, сочная, живая, красивая, выразительная песенная культура, и я рад, что стараниями Кристаллины Иващенко и её единомышленников она сохраняется сегодня. Такой замечательный фольклорный форум в дни великого христианского праздника с интереснейшими участниками, объединяет людей во имя света и добра и заслуживает всяческой поддержки и продвижения.
Одним из самых ярких представителей южнорусской песенной традиции является ансамбль из села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области.
— Липчане теперь для нас как родные, — призналась руководитель коллектива Варвара Ходыкина. — Мы уже не первый раз участвуем в фестивале, и нам это очень нравится. Мы поём песни наших прабабушек. Это огромный пласт народной культуры, который важно сохранить для наших потомков.
И простые деревенские жители, и авторитетные музыковеды сошлись во мнении, что фольклор подобен живительному роднику, дающему силы все новым поколениям жителей России.
— Народная песня — основа основ музыкальной культуры, — считает заведующая кафедрой этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, профессор, руководитель фольклорного ансамбля «Воля» Галина Сысоева. — Уже двадцать лет мы проводим на Казанскую наш фольклорный фестиваль, давно дружим с «Воскресением» и с радостью приезжаем к вам на Рождество, что с каждым годом на сцене и в зале все больше молодых лиц. На селе молодежи сейчас, увы, не так много, но народная песня живет, ее с удовольствием поют молодые горожане. А значит, традиция будет жить.