Почти всегда мы воспринимаем мир, как антоним, противостояние войне. Но мир – это ещё и пространство, сотворённое Господом, в котором мы живём, и состояние души, созданное самим человеком. «Ода Миру» – это музыкальная попытка осмысления развития человеческого бытия – от хаоса и раздрая к гармонии и любви.
Липчане и гости нашего региона уже привыкли к тому, что летом на нашей земле реализуются крупные музыкальные проекты. Опера «Легенда о граде Ельце», балет «Лебединое озеро» у села Сезёново, «Музыка в усадьбе», фестиваль имени Обуховой стали значимыми и яркими событиями культурной жизни региона. В этом году на центральной площади Липецка – Ленина-Соборной – уникальный эксперимент, воплощённый областной филармонией при поддержке администрации региона и управления культуры и туризма. «Ода Миру» – эксклюзивное десятичастное действо, соединяющее классику и авангард, медь и струны, голос и цветопись, а также музыкантов из разных стран мира. По-моему, символично.
– К сожалению, праздничных и оптимистичных моментов в «Оде...» немного. Сегодня мир такой хрупкий, нас преследуют войны, экологические бедствия, – констатирует художественный руководитель Липецкой областной филармонии Наталия Николаевна Мекаева. – Но финал всё-таки жизнеутверждающий – здесь и духовный подъём, и радость, и предвкушение жизни вечной. И хотя создание планеты и жизни на ней показаны в контексте Библейской истории, настаиваю, что сам проект не религиозный – это картина о Земле крупными мазками в рамках видеомейпинга и современной музыки. Финальной точкой «Оды…» стало духовное произведение со словами Христа «Приидите ко мне все труждающиеся…». То есть духовное существование человека с Богом – это и есть торжество жизни!
Альфред Шнитке, София Губайдулина – лидеры некогда авангардного крыла советского музыкального искусства, а нынче уже классики, Эдуард Артемьев – глыба электронной музыки и любимый миллионами композитор, тончайший Рейнгольд Глиэр, уже ставший нам родным Александр Чайковский, автор оперы «Легенда о граде Ельце», удивительная Олеся Ростовская и создатель духовных песнопений Павел Толстяков… Все они – видные представители отечественного композиторского цеха двадцатого столетия. Их музыка легла в основу «Оды Миру», стала ядром проекта и его подушкой безопасности. Созданные авторами произведения заведомо беспроигрышные, потому что в них, помимо гениальной мелодики, заложены высокие смыслы.
Когда же звучат три оркестра – мировые симфонический и духовой, Государственный оркестр русских народных инструментов Липецкой филармонии – то по очереди, то вместе, с солистами и без, в антураже создаваемых 3D-проекцией картин на фасаде здания областной администрации, буквально перестаёшь касаться земли. А естественные декорации – звёздное небо, ветер, переносящий звуки великой музыки то ввысь, то в глубину твоего сердца, – создают неповторимую атмосферу.
Свои среди своих
За пульт мирового симфонического оркестра встал дирижёр Камерного театра имени Покровского Айрат Кашаев. Ему не впервой погружаться в экспериментальные проекты. В рамках культурной программы XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который проходил в прошлом году в Сочи, Айрат Рустемович создал мировой молодёжный симфонический оркестр. В Липецке его дирижёрская палочка вела за собой многонациональный коллектив, состоящий из музыкантов Липецкого симфонического оркестра, исполнителей из Москвы, Беларуси, Казахстана, Эквадора, Индонезии, Китая.
– После Сочи мне позвонили из Липецкой филармонии и предложили поучаствовать в проекте. Я всё ещё находился «на волне» прошедшего фестиваля, подготовительный год к нему был сложным – непросто собрать музыкантов со всего мира и объединить в один коллектив. Мне хотелось продолжения, и липецкое предложение поступило вовремя и чрезвычайно заинтересовало меня, – делится Айрат Кашаев. – Мы исполняем произведения Шнитке, Губайдулиной и Глиэра, музыка которого, на мой взгляд, стоит здесь особняком и вносит особую нотку своей мягкой, красивой гармонией. Для меня академическая современная музыка ничем не отличается от великой классической. Музыка – это отзвуки наших дней, так что какая жизнь, такая и музыка. И наоборот. Я часто дирижирую современными произведениями, исполняю композиции московских авторов, мне в этой стихии комфортно. И ещё один новый опыт, который я приобрёл в Липецке, – совместное выступление трёх оркестров под «аккомпанемент» видеомейпинга.
Среди музыкантов мирового духового оркестра под руководством заслуженного работника культуры России Василия Самарина внимание многих привлекала юная очаровательная трубачка – необычная специализация для женщины. Инда Нурвиндради из Индонезии. Сейчас учится в Ростове-на-Дону в консерватории. И по-русски говорит так, будто прожила рядом с нами полжизни. Оказалось – всё не так-то просто.
– Мне всегда представлялось, что качество музыкального образования в России очень высокое. У себя дома я бы столько знаний не получила, да и друзей, опыта не приобрела. Здесь много хороших исполнителей классической музыки, и у вас длинная история культуры. Я приехала, не зная языка, было очень тяжело. Сейчас учусь на четвёртом курсе и уже достаточно владею русским, чтобы даже с журналистами разговаривать, – смеётся Инда. – В этот проект меня позвал друг из Сербии. Сам сюда не попал, а мне посчастливилось. И в восторге! Мы провели в Липецке четыре чудесных дня. Музыка, которую исполняем, мне мало знакомая, но я её полюбила. Многие христианские мотивы, заложенные в «Оде…», мне очень близки и понятны, поскольку я католичка. Вера и музыка нас объединяют.
Об этом замечательно сказала София Губайдулина: «Я – религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio – восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность – это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки».
Волхование
Сравниться с космическим звучанием терменвокса в наши дни мало что может. Это космический инструмент. Сила его воздействия на слушателей просто оглушительная.
Его создал в 1920 году российский изобретатель Лев Сергеевич Термен. В Липецке колдовал, или лучше сказать волховал, над произведением прадеда его правнук, композитор, поэт, педагог и руководитель Школы терменвокса в России, организатор фестиваля терменвокса в Москве и Санкт-Петербурге Пётр Термен. Он выходил на сцену вместе с Государственным оркестром русских народных инструментов Липецкой филармонии Алексея Моргунова.
– С радостью согласился на предложение из Липецка. Проект удивительный! Потрясающая идея – собрать три оркестра на одной сцене и присовокупить к этому действу мультимедийную составляющую. Терменвокс здесь связывает академическую традицию и новацию – ведь ему уже почти сто лет, но до сих пор он абсолютно футуристичен и непонятен. С автором музыки Олесей Ростовской мы знакомы давно, а вот её произведение «Зимнее волхование» я исполняю впервые, – поделился Пётр Термен.
Ещё одним чарующим «инструментом» соборного проекта стал Липецкий камерный хор под управлением Игоря Цилина. Как всегда безупречный, коллектив стал общим голосом скорби и боли. Липчане впервые исполняли произведение Альфреда Шнитке «Нагасаки». Сам автор называл своё детище «незрелым, но честным». Наш камерный хор был так же честен.
– Я люблю Шнитке, наш коллектив исполнял произведение этого композитора, как и сочинения Софии Губайдулиной. Но композиции, вошедшие в нынешнюю программу, ещё не пели, – рассказывает заслуженный артист Российской Федерации Игорь Михайлович Цилин. – Нам и в проекте интересно поучаствовать, и музыку новую исполнить. «Ода Миру» – совсем не простое действо, оно заставляет думать, всматриваться и вслушиваться в себя. Кажется, не все к этому сегодня готовы, а мне этот посыл близок. На фронте воевали два моих деда, один – командиром, второй – рядовым солдатом. Они оба вернулись домой. К сожалению, они ушли, когда я был ещё подростком, мне не удалось многого от них узнать. Но я им за всё благодарен.
Два голоса
Солистам Липецкой областной филармонии, лауреатам всероссийских и международных конкурсов Сергею Блинкову и Наталье Батлуковой достались удивительные по своей мелодичности, чистоте и нравственному посылу номера. Наталья стала одной из тех, кому оказался «по зубам» очень непростой «Концерт для голоса с оркестром» Рейнгольда Глиэра. Это произведение советский композитор писал в самый разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Но его обращение к миру оказалось не трагичным, а чистейшим, трогательнейшим и запоминающимся навсегда, с первой ноты. Без слов Глиэр поведал миру о своей вере в Победу. В том числе и в победу добра над злом.
– Впервые концерт услышала в юности, в пятнадцать лет. Он меня потряс, и я поставила цель – обязательно исполнить это удивительное произведение. И здесь, в Липецке, мне это удалось, – говорит Наталья Батлукова. – Волнение ужасное, ведь не все певицы справлялись с этой задачей. Думаю, что меломаны, ценители вокального искусства будут сравнивать меня с первой исполнительницей Надеждой Казанцевой. Надеюсь, не подвела. Я посвящаю своё выступление деду моего мужа Ивану Батлукову, который прошёл всю войну до Победы. Воспоминаниями делился редко, всегда со слезами на глазах, и говорил, что самое главное – это мир на Земле.
Сергей Блинков в сопровождении камерного хора поставил яркую и правильную точку проекта. Финальным аккордом «Оды…» стали слова Христа из Евангелия от Матфея, положенные на музыку Павла Толстякова, «Приидите ко мне все труждающиеся…».
– Эталоном исполнения этого произведения для меня являются недавно ушедший от нас Дмитрий Хворостовский и болгарский бас Борис Христов. Мне кажется, что слова Христа с просьбой прийти к Нему и покаяться – сегодня как никогда актуальны, – считает Сергей. – Мы живём в очень сложном мире, и всем нужно быть рядом с Богом. У нас есть не только материальная, телесная оболочка, но и душа, а ей сообщение с Господом необходимо.
"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова