Волчье на Троицу поёт. Где тихонечко, а где и во весь голос – на другом краю села слышно. В общем, кто как умеет, так и запевает. Просыпаются в этот день кто до рассвета, а кто и с первыми петухами. Спешат. Каждый хочет побыстрее свой узор песчаный сложить, чтобы и соседей удивить, и Бога порадовать.
Фольклорные, этнографические, народные, казачьи коллективы, детские и взрослые, приезжают в Волчье выступить перед зрителями и побороться с коллегами за звание лучшего в своей номинации. Участники конкурсной программы сменяются просто любителями попеть да поплясать под гармонь. Так и перекликаются.
В селе сегодня легенда о волченских узорах известна всем. Только вот рассказывают её по-разному. Зачин один, а кульминация каждому возрасту – своя. Как, впрочем, и расшифровка сюжетов узоров.
– Мне бабушка рассказывала так: когда Бог спустился на землю, люди о том узнали. Богатые бросились выстилать ковры, чтобы Господь по ним прошёл и ноги не запачкал. А бедным делать было нечего, они накопали в карьере песок и выложили узоры. Иисус этому подивился и пошёл по нашим песчаным коврам, а на богатые дары и не посмотрел. А потом самолёт полетел, пилот увидел, как удивительно в Волчьем украшают землю на Троицу, и всем на свете рассказал. – Такую версию выдвинул Валерий Прохоркин. – Вот и мы с дочерью и сыном накануне в субботу за песком съездили, в воскресенье в шесть встали и украсили дорогу у своего дома.
– Да и не самолёт это был, – вступила в заочный спор с молодым односельчанином Мария Васильевна Селезнёва. – Ангел! К Богу на самолёте не летают. К нему по лестнице идут, которую на земле складывают.
– У вас в Волчьем она из песка. Только вот у каждого число ступенек разное. Мой сын, например, считает, у кого грехов больше, у того и лестница длиннее. Так? – спрашиваю Марию Васильевну.
– Да, – смеётся. – Совесть, её не обманешь. Сумеешь при этой жизни здесь построить свою лестницу до неба, значит, туда и пойдёшь. А не сумеешь, так и будешь внизу в грехах прозябать. Только Господь спросит первыми не грехи. Ответ нужно будет держать за добрые дела, какие ты людям сделал. Поставють на вяса: на одну чашу – добрые дела, на другую – грехи. И что перетяня. И вместе с этой чашей, которая перевесит, ты либо во Царствие Небесное пойдёшь, либо в преисподнюю. Сергий Радонежский возродил праздник Троицы на Руси. А у нас храм во имя батюшки Сергия. Поэтому и праздник такой. Нигде в стране такого нет.
И это истинная правда. Такой Троицы нет нигде в России. Недаром именно «Волченские узоры» в 2012 году первыми от Липецкой области вошли в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия народов России. И уже за ними последовали Романовская игрушка, добровская «Канарейка», елецкая рояльная гармонь, страдания села Каликино, технология изготовления лыковых лаптей, «Покосная», свадебный обряд села Вешаловка, елецкие страдания и кружева.
Правда и то, что благодаря преподобному Сергию игумену Радонежскому почитание Святой Троицы распространилось по всей Руси, построено множество храмов во имя Святой Троицы, установлен церковный праздник. Батюшку Сергия и почитали как «тайнозрителя Святой Троицы». Он и устав своего монастыря сформулировал, как девиз русской соборности – «Единство во образ Святой Троицы».
В Волчьем в узорах обязательно должно быть три цвета – белый, жёлтый и красно-бурый как символ Троицы. Конечно, селяне умудряются добывать и пески других оттенков, смешивать их, добиваясь особого колорита. И создавать уникальные ковры. В этом году, как и во все предыдущие, жюри фестиваля определяло лучших песчаных ткачей. Среди них оказалась и Татьяна Николаевна Шемякина с дочерью Полиной.
– Для нас Троица без песка – не праздник, – утверждает Полина. – Я раньше всех в семье – в пять часов утра – проснулась и принялась рисовать. Нашей главной фишкой стала собака – год ведь этому животному посвящён. У нас не было цели победить в конкурсе, хотелось просто самый красивый ковёр сделать. И получилось! Я вообще традиции нашего села очень люблю. Поэтому и пошла учиться у бабушек из ансамбля «Птахи». Для детей в селе создали свой коллектив – «Перепёлки», там и пою.
На нынешнюю Троицу семидесятилетие отметила одна из старейших «Птах» – Анна Павловна Татаринова. Нелёгкая судьба ей выпала – в тридцать два года овдовела, подняла двоих детей, помогает теперь растить внуков. Всю свою жизнь отработала сначала почтальоном, затем кассиром в аэропорту, свекловичницей и бригадиром полеводческой бригады. И всегда пела. А ещё сберегала волченские обычаи, один из которых ансамбли «Птахи» и «Перепёлки» показали на фестивале. Это часть свадебного обряда – смена головного убора молодой, переход невесты в семью жениха (который по традиции на свадьбе должен быть одет как минимум в две рубахи – это показатель достатка невесты) и присоединение пары к сельской общине.
Гость нынешнего праздника – этнографический коллектив «Сударушка» из села Клёповка Бутурлиновского района Воронежской области.
– Мы представляем культуру и женский костюм сёл Приосередья – Пузево, Клёповка, Гвазда. Осередь – это приток Дона, на котором все сёла и стоят, – рассказывает Елена Александровна Коробова, директор клёповского Дома культуры. – Ансамбль поёт только старинные фольклорные песни, мы привезли девичий костюм, ему уже век, праздничные и рабочие одеяния наших бабушек-прабабушек, есть у нас и реплики головных уборов – подлинники, к сожалению, не у всех сохранились. В Бутурлиновском районе также проводят фольклорные фестивали, вот недавно прошёл «Праздник сапога» – в наших местах издавна жили лучшие сапожники, за их обувкой приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга. Но такой традиции, как в Волчьем, мы нигде не встречали.
Особенность Троицы в Волчьем и в том, что она – для всех. И живых, и тех, кто ушёл. У Бога же мёртвых нет. Вот и торопятся волченцы утречком на рассвете украсить свои дома, выложить песчаные ковры, чтобы успеть на службу в Сергиев храм. А потом все – семьями, с друзьями, с гостями – идут на погост и украшают любимые могилы всё теми же узорами да коврами.
– Наши старики вспоминали, что и в войну песком дорожки обсыпали, – говорят сёстры Валентина Петровна Копылова и Нина Петровна Селезнёва, приехавшая на праздник из Лебедяни да всё переживавшая, как же её доченька теперь в Швеции без Троицы останется. – В старину родственники на любые большие праздники ходили друг к другу в гости с гармонями. Те, кого замуж в другие сёла отдали, также приезжали в отчий дом на Троицу. На День села столько людей не бывает, все стараются вернуться домой именно на Троицу и встречаются если не в храме, то на кладбище. Даже одноклассники подгадывают встречи именно на этот день. Мы внука маленького тоже рано подняли, нарисовали мелком узор, и потом он сам обсыпал его разноцветным песочком. Вырастет и передаст эту традицию своим детям.
Неповторимый колорит, как на схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме, внесла на Троицу в Волчьем арабская молодёжь – они громко пели и отчаянно плясали, стараясь разделить радость жизни вместе с нами.
– Ирак, Нигерия, Конго, Камерун, Синегал, Оман, Йемен, Туркменистан. Студентов из этих стран мы привезли на праздник, – уточнила Екатерина Сергеевна Грецкая, заведующая кафедрой русского языка как иностранного ЛГПУ имени Семёнова-Тянь-Шанского. – Они очень любят народные праздники, песни, танцы, когда играют аутентичные инструменты, наши промыслы им приглянулись. Именно такая Россия очень интересна иностранцам. Они и свою культуру берегут и всячески её популяризируют, и к чужой проявляют искренний интерес.
"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова