— В Великий пост, в первую очередь, необходимо отказаться от греха и от страстей своих. Борьба со страстями не кажется нам благодарной, за это грамоты и медали не дают. Если обратиться к светской культуре, то там страсти только приветствуются и культивируются. А страсти нас порабощают. Страсть — это духовный наркотик. Сейчас люди мало смотрят телевизор, больше сидят в интернете. Во время поста нужно стараться воздерживаться от интернета, общения в социальных сетях, чтобы не разжигать страсти. И пост — это благоприятное время, чтобы понять, какая страсть в тебе обладает. Побудьте наедине с собой.
Люди постились всегда. Во многих религиях мы встречаем упоминания о посте. Постились даже Адам и Ева в раю. Им можно было есть все, только нельзя было вкушать плоды от древа познания. Пост — условие духовного восхождения. Если трезво рассуждать, когда человеку все можно и нет никаких запретов, то зачем ему совершенствоваться. Когда все позволено и ничто не осуждается — человек будет только деградировать. Допустим, такой грех как чревоугодие. В миру объелся — да, это вредно для здоровья, но ничего страшного, выпей таблеточку и все. А для церкви — чревоугодие приводит к смерти души. Нет такого понятия смертные или не смертные грехи. Древнее православие такого разделения не знало. Грех есть грех. Любой грех, если он не исправлен или не раскаян, приводит к смерти души. Потрудитесь — позвольте себе стать лучше.
Кроме нравственного аспекта поста, есть и аскетический. Часто бывает, что люди постятся в первую и последнюю неделю поста, считая, что совершают подвиг. Наверное, это лучше, чем совсем не поститься. Но все-таки пост имеет определенную продолжительность. И бороться с собой нужно в течение всего это времени, а не урывками. Без аскетического аспекта с нравственным среднестатистическому человеку бывает трудно справиться. Если люди в себе не ощущают достаточно сил: духовных, телесных, то пусть приходят в церковь, к своим настоятелям и берут благословение, чтобы поститься, как они могут, но равномерно, в течение всего поста. Например, есть те, кто может отказаться от мяса, но не может отказаться от молока по болезни, или немощи. Уже в следующий пост они смогут его строже соблюдать. Поэтому важно поститься весь пост равномерно, а не рывками.
Пост — это время повышенного внимания к себе. Бывает так, что мяса не едят, едят только черствый хлеб и пьют воду, зато людей едят — всех с удовольствием осуждают. Вот я пощусь, а ты не постишься. Я в церковь хожу — а ты нет. В таком случае эти люди могут вообще не поститься. Лучше есть мясо, чем есть людей. Поэтому главное, чему мы должны научиться во время Великого поста — никого не осуждать, хотя бы вслух. Мысли в голову приходят всякие, с ними тяжело бороться, а вот промолчать, думаю, каждому по силам.
В тему
Великий пост — самый строгий не только в нравственном плане, требуется ограничить себя в еде. Для современного человека, избалованного продуктовым изобилием, это сделать особенно сложно. Самыми аскетичными во время Великого поста являются первая и последняя недели. Первые семь дней поста называются Федотовой неделей и посвящены памяти всех, кто стоял на защите православной веры. Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной седьмицей — это воспоминание о страданиях Христа перед его распятием.
Согласно строгому монастырскому уставу, к первой и последней неделе применимы следующие правила:
Следует отменить, что таких строгих условий обычные люди могут не придерживаться и поститься менее строго. Со второй по шестую недели поста действуют одинаковые правила: в понедельник, среду и пятницу, по канону, следует придерживаться сухоядения. В остальные дни недели можно есть каши на воде, постные супы, овощные рагу и салаты, винегрет, картофельные и овощные фрикадельки, пить чай, кофе, компоты. Следует отказаться от тортов, пирожного и конфет. Небольшое послабление можно позволить себе в Вербное воскресенье, которое в этом году приходится на 1 апреля. В этот день можно есть рыбные блюда.