Книга удивляет читателя иронией, пронзительностью и удивительными рассказами о современниках автора
Фото предоставлено Липецкой областной универсальной научной библиотекойОн всегда умел удивлять, удивлять актерским талантом, юмором, остроумием, начитанностью, умением дружить и руководить. И после всего этого списка удивительного в Ширвиндте можно смело сказать, что еще он удивил своим писательским талантом.
Книга «Опережая некролог» Александра Анатольевича Ширвиндта заставляет вздрогнуть читателя уже с первых строк, когда он пишет, что на 86-м году жизни после тяжелого и продолжительного раздумья… решил покинуть пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. Когда читаешь такое грустное начало предложения, уже по привычке предполагаешь, каким будет окончание фразы. Но Александр Анатольевич и здесь удивил. Иронизируя над своим уходом с должности руководителя, над возрастом, весьма неюным и располагающим к тому, что уйти можно отовсюду и навсегда, он решил написать книгу, в которой всего две части. Первая часть называется «Я о себе», и действительно, почему бы не рассказать о себе самому, а то ведь потом мало ли кто и что напишет.
«Опережая некролог» — это в какой-то мере о том, что лучше, чем ты сам, про тебя никто ведь не скажет и не напишет. И Александр Анатольевич написал о своих предках, живших до революции, о родителях и об их участии в революционной деятельности, своей большой любви к супруге, с которой прожил больше 60 лет, о сыне и внуках, писал с юмором об очень серьезном. Единственное, к чему не готов автор, так это к переосмыслению истории, ибо, по его словам, для него это не история в глобальном смысле, а время, в котором он жил, а, соответственно, в таком возрасте, как 86 лет, переосмысливать уже поздно.
Вторая часть книги озаглавлена так — «Они обо мне, а я о них». В начале главы автор философствует на тему увековечивания памяти известных людей и приходит к неожиданному для читателя выводу, что не хотел бы иметь памятную доску на доме, где жил, или памятник себе любимому в каком-то московском переулке; память о человеке, по мнению Ширвиндта, кумулируется где-то в другом месте, в районе сердца видимо…
Ну а дальше совершеннейший разгул юмора, иронии, признательности своим друзьям и коллегам. Женьке Евтушенко — за оригинальность во всем: в поступках, стихах и даже в одежде, хотя яркая одежда поэта Евтушенко — это не пижонство, а состояние творческой души.
Ширвиндт пишет искренние слова благодарности великому режиссеру Элику Рязанову за прекрасные фильмы и прелестные стихи, которых тот почему-то стеснялся. И далее по авторскому списку: Михаил Жванецкий, Владимир Зельдин, Андрей Миронов, Фазиль Искандер, Георгий Менглет, Новелла Матвеева и многие, многие другие.
В заключении автор пишет о том, что жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе быть несчастным. И совершенно откровенно признается в том, что хочет, чтобы его запомнили тем, кем он был на самом деле, и напоминает еще раз читателю: «Успейте быть счастливыми!»
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела обслуживания пользователей Липецкой областной универсальной научной библиотеки Натальей Железняковой.