В Липецке впервые поставили «Гамлета»

4E780445-6E84-429A-993A-A7C13795D165.jpeg+2023-12-09-20.40.02+niz (1).jpg
FC96AAD1-85C3-432F-A06F-01FE00DAA085.jpeg+2023-12-09-20.39.31+niz.jpg
A391F1B7-E1BA-48CE-9208-AE800DBDD6B9.jpeg+2023-12-09-20.39.31+niz.jpg
CC3B9797-293A-48F4-A9A4-ABF038DEFF0F.jpeg+2023-12-09-20.40.02+niz.jpg
D984EA2D-F178-468E-B018-141058F99A4F.jpeg+2023-12-09-20.40.02+niz (1).jpg
D9E6C11A-DA9F-4384-93DB-18803F3B33CC.jpeg+2023-12-09-20.52.02+niz.jpg
F28CDF22-C3AC-46C3-813A-157EE0E150F0.jpeg+2023-12-09-20.39.31+niz.jpg
C007054B-240C-476A-9039-4E91384E9CA0.jpeg+2023-12-09-20.40.02+niz.jpg
CA741FFF-8C67-446D-8591-8F6A3DAB41C9.jpeg+2023-12-09-20.40.02+niz (1).jpg
C9B4B7B9-E067-4600-B40A-73A83083409A.jpeg+2023-12-09-20.39.31+niz (1).jpg
823ABA6A-57F4-441E-8507-8C35197B0C5B.jpeg+2023-12-09-20.36.01+niz.jpg
26F7B68B-0030-4B87-A6A3-EA60FA9FB9FF.jpeg+2023-12-09-20.52.02+niz.jpg
73D9B9D4-0CFE-45E2-ACB2-CFF85800DC3D.jpeg+2023-12-09-20.53.02+niz.jpg
18863E3A-3681-4D4C-B3C0-C33D75D17C3E.jpeg+2023-12-09-20.53.02+niz.jpg
Фото: gorod48.ru

Действие из эпохи, описанной Шекспиром, в театре Толстого перенесли в начало XX века.

В вашем браузере отключен JavaScript Сегодня вечером в Липецком государственном академическом театре драмы им. Л.Н. Толстого состоялась премьера спектакля «Гамлет, принц датский». Одну из самых известных пьес Шекспира в театре со 100-летней историей поставили впервые.

— У этой пьесы есть своё время, как и у всех других: есть период, когда нужно ставить «Вишнёвый сад» Чехова, а есть период, когда нужно ставить «Ромео и Джульетту» и «Тартюф». Пьеса всегда выстреливает во время и в режиссёра. 10 лет назад я бы не почувствовал «Гамлета» так, как я его чувствую сейчас, — рассказал GOROD48 режиссёр Владимир Кузнецов.



Существует расхожее мнение, что все актёры мечтают сыграть Гамлета. В этот раз исполнилась мечта Владимира Борисова.





Не исключение и режиссёры – они мечтают «Гамлета» поставить.

— Шекспир – это драматург, который не вызывает никаких сомнений: его будет очень интересно изучать, ставить, исследовать, пробовать, искать, репетировать… У него не только «Гамлет» замечательная пьеса – можно перечислить практически все: «Буря», «Король Лир», «Макбет», «Отелло»… Когда липецкий театр предложил поставить «Гамлета», я был рад этому прежде всего, когда понял, что пьеса расходится на артистов. Пьеса имеет огромное количество страстных образов, ролей, для которых нужно иметь потенциал, право это репетировать и это сыграть. Я понял, что здесь есть Гамлет, есть Клавдий, есть Гертруда, Офелия, Полоний, другие не менее важные герои… И появилась уверенность, что можем сочинять, что можно пуститься в необыкновенное интенсивное путешествие. Тем более, такой площадки, с такой глубиной, с таким воздухом липецкий зритель ещё не видел. Очень приятно, что и в этом поле мы экспериментировали и попробовали представить очень качественный продукт, — говорит Владимир Кузнецов.

Действие из эпохи, описанной Шекспиром, в театре Толстого перенесли в начало XX века. Хотя почему это только о начале XX века? Король Дании Клавдий – не безжалостный ли мафиозный босс из «Крёстного отца»? А не молодой ли  фюрер ездит по сцене на велосипеде?





На сцене разворачивается вечеринка в стиле Великого Гэтсби – красочная, яркая, богатая: с мишурой, блёстками, хлопушками, ванной на золотых ножках, кружащим не только по сцене, но и по зрительному залу снегом – он даже тает на ладонях, как настоящий.

Спектакль получился очень зрелищным, красивым: чего только стоит «пьеса в пьесе» – сцена «Мышеловка». А бокалы с живыми золотыми аквариумными рыбками в сцене гибели Офелии? Если что – ни одна рыбка не пострадала. А то у липецкого театра уже был печальный опыт с карпом и зоозащитниками.



А ещё актёры читают произведения русских поэтов Серебряного века: «Облако в штанах» Владимира Маяковского и «Всё кругом» Зинаиды Гиппиус и даже поют «Отряд не заметил потери бойца» Егора Летова. Почему именно так?



— Во-первых, Шекспир писал даже не про свою эпоху. Истрия о Гамлете, принце датском, она была ещё раньше. И что ставить про XIII век? Что мы о нём знаем? Людям про это неинтересно – людям интересен только человек: то, какими он вопросами задаётся, какой он совершает выбор, поступок. Я считаю – ставить про Шекспира нелогично, ставить про сегодня, в современных костюмах – мы ещё не знаем сегодняшнее время, век ещё не сложился, он только начинается. А XX век уже сложился и исторически, и с искусствоведческой стороны, с культурного ракурса – мы можем о нём судить, мы можем о нём рассуждать. И интересно взять начало этого века и провести какие-то аналогии с сегодняшним временем. Потому что начало любого века – это всегда время перелома, катастрофы. А катастрофа есть в «Гамлете». Начало XX века – это и более понятно сегодняшнему зрителю, и потом это красивая эпоха – я люблю стилистику этого времени и зрители её любят – она сейчас вызывает общественный интерес – к этим острым козырькам, лацканам пиджака… И потом у нас стилизация только в костюмах и в небольшом количестве реквизита. Это просто условность. Вот посмотрите на чемодан – он всегда чемодан. И книга тоже самое. А главное здесь – это всё-таки человек и сама пьеса.

И это правда. Ведь «Быть мерзким можно если не везде… То достоверно в Дании».

Главными режиссёрскими находками, по мнению самого Владимира Кузнецова, стали серьёзная работа над текстом – был создан компилированный перевод из текстов Пастернака, Лозинского, Радловой, Кронеберга, а также тот факт, что второстепенные персонажи в липецкой версии «Гамлета» обретают вес чуть ли не главных. Получилось любопытно. Персонаж, который в пьесе появляется только в конце, становится каким-то связующим звеном и помог вскрыть других героев. Фортинбрас, Горацио, Озрик – здесь все важны и нужны, хотя многие режиссёры вообще обходятся без них.







«Гамлет» — это самая длинная пьеса Шекспира: в ней 4042 строки и 29 551 слово. В театре Толстого спектакль получился тоже масштабным во всех смыслах: он состоит из двух актов, первый длится 1 час 35 минут, второй – 1 час 15 минут.

Через всю постановку лейтмотивами проходят чемодан-вокзал – как признак нестабильности мира и разрушающегося дома, из которого вcе хотят уехать и убежать (а ведь «не время покидать страну, пока не стихли все волненья»), большая игра (персонажи всё время гоняют по сцене чёрный футбольный мяч и он же заменяет отравленные рапиры в конце спектакля) и «весь мир театр и все мы в нём актёры»: даже вместо тени отца Гамлета – старый актёр на инвалидной коляске с раненой ногой, который его изображает. Да и актёра заставляют зачитать по бумажке послание Гамлету под дулом пистолета.



Кругом – ложь, бесчестье и обман, которым противопоставлен положительный персонаж Гамлет. Даже у его друзей – руки в крови. А сам Гамлет невольно втянут в эту большую игру: «На мне играть легче, чем на иной дудке». Когда Гамлет притворяется сумасшедшим, он переодевается в шута. Но даже несмотря на образ людоеда после убийства Полония в постановке он остаётся исключительно положительным персонажем, который всего лишь заложник обстоятельств и крупного заговора.







В финале спектакля – гробы на сцене. «Но жалоб не надо. Что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе».

Новости соседних регионов по теме:

13 декабря в 18:00 Национальный театр им. И. С. Цея Республики Адыгея покажет на сцене Северо-Осетинского государственного академического театра им.
19:13 08.12.2023 Моздокский вестник - Моздок
В начале декабря Саратовская область вновь принимала Уфимский театр особого актера «Без маски».
14:22 08.12.2023 Министерство труда и соцзащиты - Саратов
 
По теме
Литературный калейдоскоп - Металлургический колледж 29 февраля 2024 г. студенты Липецкого металлургического колледжа стали участниками Викторины «Литературный калейдоскоп».
Металлургический колледж