В городе начались Липецкие театральные встречи
Юбилейный 40-й сезон Липецких театральных встреч, посвященный 225-летию Александра Пушкина, открылся проникновенной и зрелищной постановкой по его повести «Капитанская дочка». Спектакль привезли артисты из академического театра Российской Армии. Премьера состоялась в Москве в апреле этого года.
Сцена превратилась в заснеженную крепость возле Оренбурга. Декораторам удалось создать эффект подсвеченного неба и бурана, а эмоции и характеры героев дополнялись пластикой и хореографией. К слову, на родной сцене среди декораций был 5-метровый сугроб. Его не смогли привезти в Липецк. На такую масштабную декорацию нужно специальное разрешение. Однако на общую атмосферу это не повлияло.
От снега на сцене хотелось поежиться и обхватить себя руками, словно в зале действительно похолодало. Но не только потому, что декораторам удалось передать ощущение зимы. Буран в спектакле словно действующее лицо. Иногда зрителям казалось, что это ветер судьбы, который может как песчинку смести главных героев — молодых Машу и Петра Гринева, которых сыграли Екатерина Шарыкина и Максим Чиков.
Искренние, порывистые и любящие молодые люди достойно противостояли ударам судьбы. Сила характера проявилась у них совсем в юном возрасте. В начале спектакля давались намеки, что такого от них не ожидали. Ведь юный Петя, не прибыв еще в крепость, позволил обыграть себя на 100 рублей и отдал почти все деньги. А Маша боялась даже пушечных выстрелов. Но совсем скоро Петр Гринев без тени сомнений в одиночку отправится в крепость к Пугачеву, будет говорить с ним на равных и откажется ему служить. А Маша, чтобы спасти любимого, доедет до самой императрицы. Актерам показали преображение молодых людей из подростков в достойных граждан России, для которых честь и совесть на первом месте.
Артисты держали эмоциональный накал в течение всего спектакля. В интервью до начала постановки актеры признались, что на репетициях для них особую сложность представляло передать живой и непосредственный характер 16-летних юноши и девушки, ведь самим им уже около 30.
Нестандартным получился образ Пугачева, чью роль сыграл Александр Рожковский. Его ожидают увидеть бородатым, крепким и хмурым мужичком. Здесь же на сцене появился разудалый молодец, бросивший вызов судьбе. Нарушающий все нормы морали, но живущий по своим понятиям. Такого можно представить и в декорациях 90-х в России, и 20-х в Чикаго. Казалось, даже его подхватил буран, и в своей судьбе он уже ничего не решает.
Вокруг Пугачева разудалая шайка, на поводу которой он часто идет. Грабит и убивает всех, не жалея ни мужчин, ни женщин, ни детей. Но и в злодее проявилась искра человечности — за бокал вина и заячий тулуп за 15 рублей в трудную минуту, когда он спасался от врагов, отплатил добром. «Казнить, так казнить. Миловать, так миловать», — лейтмотивом проходит через спектакль его девиз.
Внимание зрителей удерживали и другие персонажи. Савельич в исполнении народного артиста России Александра Дика предстает олицетворением народной мудрости и верности. Его Савельич — второй отец для Петруши, оруженосец и верный сподручник. Его образ трогает глубиной, но при этом привносит в постановку добрый юмор.
«Проза Александра Сергеевича — всегда вызов для любого творческого человека. Как будто в зеркале проступают отражения и лица людей, живших тогда… они были нелепы и даже смешны, говорили иногда по-другому и не о том, но почему-то мы любуемся ими и так хотим им помочь. На мой взгляд, сегодня произведение звучит даже сильнее: как в непростое время человеку сохранить себя, к чему стремиться», — говорит режиссер Павел Сафонов о спектакле.
Череду пушкинских произведений на фестивале продолжат «Пиковая дама» Смоленского камерного театра, «Граф Нулин» и «Онегин» липецкого театра имени Толстого, «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Бахчисарайский фонтан» Севастопольского театра танца имени Елизарова, совместный проект филармонии и театра имени Толстого «Пушкин и музыка». Всего за 12 дней покажут 15 спектаклей. Липецкие театральные встречи считаются старейшим фестивалем в России.