Поклонник Ницше произвёл революцию в понимании компьютерных игр

Поклонник Ницше произвёл революцию в понимании компьютерных игр
Фото: lipetskmedia.ru
Видеоигры принято считать развлечением для подростков, не представляющим никакой культурной ценности. С этим расхожим мнением готов поспорить профессор Липецкого педуниверситета Дмитрий Беляев. В своих исследованиях он доказывает, что видеоигры — такая же разновидность искусства, как кино или литература.

Дмитрий Беляев исполнил мечту миллионов школьников, ведь его исследовательская работа непосредственно связана с видеоиграми. Он изучает особенности их сюжета, дизайна и воздействия на сознание геймера. Однако сначала сферой его интересов была философия Фридриха Ницше.

— После защиты докторской диссертации хотелось сменить направление работы на что-то новое и актуальное. Как нельзя кстати пришлось давнее увлечение видеоиграми, — вспоминает он.

Чтобы написать научную статью, необходимо много времени посвятить сбору материалов. Казалось бы, нет ничего проще, чем погрузиться в виртуальную реальность, но на деле всё оказалось гораздо сложнее.

— Перед тем как взять в руки мышку, необходимо определить, на каких аспектах игры заострить внимание. В моих исследованиях на первый план выходят сюжет, образы персонажей и их идеологический посыл, — отмечает Дмитрий Анатольевич.

Да и выбирать «материал» нужно в соответствии с темой статьи. По словам учёного, иногда игры, оставившие след в культуре, оказываются не самыми интересными в развлекательном плане.

Погружение с головой

— В отличие от других видов искусства, компьютерные игры позволяют геймеру самостоятельно действовать и принимать решения. Благодаря этой особенности он погружается в сюжет с головой, — объясняет профессор.

Неудивительно, что всё чаще игры используют для реконструкции исторических событий. Некоторые из них неимоверно точно воссоздают архитектуру, одежду, оружие и другие атрибуты ушедших эпох.

— Но благодаря своей интерактивности и масштабности видеоигры могут использоваться в пропагандистских целях. В частности, в 2013 году был громкий скандал вокруг стратегии Company of heroes 2, в которой предлагалось играть за Красную Армию времён Великой Отечественной войны. Вот только образы советских солдат оказались крайне искажёнными. Они сжигали собственные деревни, убивали мирных жителей и шли в бой исключительно под дулом пулемётов, — говорит учёный.

В своих исследованиях Дмитрий Беляев приходит к выводу, что такие игры не только могут продвигать идеи, выгодные разработчикам, но и в целом окружают военную агрессию ореолом романтики.

— В то же время я не разделяю мнение о негативном влиянии виртуальных развлечений на психику человека. Большинство исследований не отмечает никакой связи между увлечением видеоиграми и деструктивным поведением, — отмечает он.

Компьютерные шедевры

Сегодня российская индустрия виртуальных развлечений находится в упадке. Однако с середины 90-х до конца 2000-х страна имела все шансы занять лидирующие позиции в этой сфере. Отечественные компании выпускали детективные головоломки, исторические стратегии и множество других игр, часть из которых обрела мировую известность. К сожалению, кризис 2008 года стал роковым для большинства предприятий в этой сфере.

— Современные российские издатели делают ставку на игры для смартфонов и многопользовательские стрелялки, лишённые сюжета, — замечает исследователь.

Впрочем, порой и отечественные компании удивляют интересными находками. Так в 2019 году в свет вышла игра «Мор» от независимой студии Ice-pick Lodge. В ней предлагается переместиться в начало XX века и примерить на себя роль врача, которому предстоит спасти степной город от эпидемии загадочной песчаной язвы. С помощью многочисленных символов, аллюзий и запоминающегося дизайна разработчики создали гнетущее настроение безысходности. И по сей день «Мор» занимает первые места в списках игр, претендующих называться произведениями искусства.

— Другим значимым прорывом последних лет стала игра 2023 года Atomic Heart («Атомное сердце»). Фантастический антураж СССР будущего и качественное визуальное исполнение сделали её настоящим хитом. Но явный недостаток этой игры в том, что в ней используются заезженные штампы о Советском Союзе как «империи зла», — с сожалением подчёркивает профессор.

Всё ещё впереди

Несмотря на множество интересных и запоминающихся проектов, в массовом сознании к играм до сих пор сохраняется пренебрежительное отношение. Дмитрий Беляев видит здесь аналогию с развитием кинематографа.

— Поначалу фильмы тоже воспринимались как низкопробное площадное развлечение. Однако кино быстро стало частью мировой культуры.

Чтобы оценить виртуальное искусство по достоинству, необходима довольно дорогостоящая техника. Это сильно затрудняет его популяризацию.

— Многие критики видеоигр рассуждают об их бесполезности и даже вреде только потому, что не знакомы с материалом. В отличие от кино, которое можно посмотреть за пару часов, эти произведения требуют полного в них погружения и даже приложения определённых усилий. Впрочем, видеоигры появились всего 50 лет назад. Уверен, очень скоро о них будут говорить как о высоком искусстве, — итожит Дмитрий Беляев.
 
По теме
Екатерина Полосина Эксперты отмечают, что это совершенно новый уровень отечественного кино Приключенческий фильм, снятый при поддержке телеканала «Россия» — «Сто лет тому вперед» вышел на большие экраны.
В Липецке предстанет перед судом местная жительница, обвиняемая в убийстве своей знакомой - Следственный комитет СО по Советскому округу г. Липецк СУ СК России по Липецкой области завершено расследование уголовного дела в отношении 40-летней липчанки, которая обвиняется в убийстве 42-летней женщины (ч.
Следственный комитет
Библионочь -2024 - Межпоселенческая библиотека В рамках Всероссийской акции "Библионочь-2024 в Межпоселенческой библиотеке состоялся праздник, посвящённый книге и чтению.
Межпоселенческая библиотека