Время отдавать

Время отдавать - http://www.lpgzt.ru/
Фото: itogi.lpgzt.ru
Липецкая областная филармония начала делать презенты зрителям задолго до Нового года. Выступление молодого, но уже признанного в мире российского саксофониста Сергея Колесова и стало таким предновогодним подарком


Саксофон Колесова слышала половина России, Бельгия и Франция, Германия и Италия, Польша и Норвегия, Швеция и Япония, Китай и Бразилия. Сергей Колесов стал первым русским, кому покорился Международный конкурс саксофонистов имени Адольфа Сакса на родине создателя инструмента в бельгийском городе Динант. Это было десять лет назад, соответственно, исполнитель был совсем молод, и тем не менее Сергей взял не только Гран-при самого престижного и до того момента неприступного для российских саксофонистов состязания, но и увёз три специальных приза, оставив позади 176 музыкантов со всего мира.


В Липецк Сергей Колесов привёз не­обычную программу, можно даже сказать уникальную, состоящую из произведений, написанных специально для саксофона. Партнёром московского маэстро на сцене Областного центра культуры, народного творчества и кино был Государственный духовой оркестр Липецкой филармонии, за дирижёрский пульт которого впервые встал Никита Трубицин. Накануне выступления музыкант давал мастер-класс в областном колледже искусств имени Игумнова. Наша беседа с Сергеем состоялась за несколько часов до концерта.



– Пожалуй, победа на конкурсе имени Сакса для саксофониста сродни триумфу пианиста на конкурсе имени Чайковского. Вам она была важна как исключительно личное достижение? Или главнее было протоптать на вершину дорожку, по которой смогут пройти и другие музыканты-соотечественники?


– Как выяснилось, эта победа была нужна не только мне. Как это ни пафосно прозвучит, в ней нуждалась моя страна. В конце девяностых годов – начале двухтысячных в России сформировалась сильная школа, собранная Маргаритой Константиновной Шапошниковой. Но многие наши саксофонисты тогда себя недооценивали. Когда я впервые вошёл в тройку лучших на международном конкурсе в Париже, понял: на общем уровне мы выглядим не просто хорошо, а лучше многих. Следом прошло состязание в Бельгии, на родине «отца» саксофона. И вот там я в полной мере ощутил, что нам никого бояться не нужно – наша школа вывела нас в лидеры. После этой победы все шлюзы открылись, и сегодня признанных российских саксофонистов в мире достаточно.


– Сергей, вы позиционируете себя последователем академического направления в трактовке инструмента. То есть вы всё-таки стремитесь вывести саксофон из привычных публике джазовых рамок…


– Саксофон – инструмент молодой, его придумали в середине девятнадцатого века. Пока академические композиторы и исполнители преодолевали свои страхи перед новинкой, американские джазмены очень быстро нашли ему применение. Всё сошлось: новый жанр – джаз, новый инструмент – саксофон, они идеально подошли друг другу. Поэтому в умах и в сознании большинства людей саксофон ассоциируется именно с джазовой музыкой. И я с этим согласен. Более того, сам считаю, что саксофон далёк от академических канонов. Тем не менее на определённом этапе музыкант должен сделать выбор: джаз или классика, при этом второй путь, как мне кажется, предполагает большую вариативность, свободу. Я выбрал его. На мой взгляд, саксофону позволено немного больше, чем любому другому инструменту. Он предлагает подготовленной публике открыть хорошо знакомые произведения с другой стороны. А скучающему на концертах классической музыки слушателю мой инструмент помогает безболезненно входить в воды большого искусства. Услышав Баха на саксофоне, человек не отвернётся, а наоборот, захочет послушать музыкальное произведение в другом звучании, например, на скрипке или органе. Это моё глубокое убеждение. Тем более что мы – саксофонисты – находимся в очень выгодной позиции: один только инструмент в наших руках уже вызывает восхищённые взгляды. И тут остаётся только одно – хорошо играть, открывать людям новые миры настоящей музыки. То есть главная задача академического исполнителя – популяризировать и свой инструмент, и через него – классику.



– Музыкальную школу вы окончили по классу скрипки. Исходя из выше сказанного, мне всё-таки с трудом верится, что королеву инструментов вы сменили на юного пажа только потому, что хотели быстро понравиться публике?


– В смене инструмента – только Божья воля и учительское ясновидение. Здесь срабатывает принцип: твой инструмент или не твой. Скрипка мне дала многое. Во-первых, руки скрипача ни с чьими другими не спутаешь, они у нас особенные. Во-вторых, близость струн к уху настраивает, воспитывает слуховой аппарат по максимуму. Скрипачи и к интонации, и к чистоте звука относятся очень требовательно. А поменял я инструмент случайно, хотя мы же все знаем, что случайностей в жизни не бывает. Я до сих пор благодарен директору школы при музыкальном училище в моей родной Вологде, которая, просканировав взглядом меня, двенадцатилетнего, сказала, что видит в моих руках саксофон. Я послушался, начал учиться, потом узнал, что родился почти в один день с Адольфом Саксом. И таких параллелей в моей жизни немало. Меня трогает такое неравнодушие учителей, которые борются за учеников, ищут пути для их реализации. Таких ясновидящих педагогов, думаю, немало. Поэтому российская исполнительская школа и развивается.



– Оттого вы и сами начали преподавать? (Сергей Владимирович, помимо концертной деятельности, ещё и ограняет юные таланты в Московском областном музыкальном колледже имени Прокофьева. – Прим. авт. )


– Я всегда к этому стремился. У меня вообще есть потребность отдавать, и от этого очень сильно, бывает, страдаю… Ко мне что-нибудь приходит, казалось бы, сохрани, ан нет, мне нужно всем поделиться: радостью, идеями, информацией, музыкой. Мне нравится общаться с людьми, заводить новые знакомства. И педагогика этому способствует. А сколько у нас талантливых детей! Это же счастье! Даже не могу сказать, что мне дороже: концертные выступления или преподавательская деятельность… Наверное, пятьдесят на пятьдесят. Когда я учу, учусь и сам. И это отражается на моём исполнительстве. Я обожаю давать мастер-классы, как случилось и у вас в Липецке, когда в режиме, что называется, онлайн можно скорректировать ошибки ученика, подсказать ему что-то.



– Музыкальные критики утверждают, что ваш инструмент умеет разговаривать человеческим голосом. О чём вы говорите со зрительным залом? И меняются ли темы для беседы в зависимости от выбранной программы, авторов?


– Я уверен, саксофон поёт человеческим голосом. В звуке может быть и информация, и эмоция, и мысль, и разные оттенки, и энергия. И вот этим «языком» мой инструмент и разговаривает. А я лишь стараюсь правильно доносить заложенный в музыке смысл, чётко транслировать его в зрительный зал. Что касается композиторов, то они, конечно, вкладывают некую идею в свои произведения. Но каждый исполнитель привносит в музыку и свою личность, и свою трактовку композиции. Поэтому, если ты что-то хочешь сказать публике, важно как, а не что. Тем более мне кажется, что не все композиторы чётко понимали тот смысл, который закладывали в мелодию. Ещё не известно, как писали свои гениальные произведения Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов, Бах. Не провидение ли водило их рукой, не сам Господь Бог через них с нами говорит? Вот и мы, исполнители, выходя на сцену, должны присоединяться ко всем информационным каналам, ловить антеннами души посланные волны, чтобы верно воплощать заложенную идею в звуке. О себе могу сказать, что я – солист, мне есть о чём поговорить с людьми, и инструмент очень мне в этом помогает. А может быть… я ему.



– Спасибо за интересную беседу, пусть и традиционную, вербальную.



"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Западный военный округ приступил к перебазированию 30 боевых самолетов и вертолетов для участия в Параде Победы в Москве Западный военный округ приступил к перебазированию на оперативные аэродромы в Клину и Липецке бо

05.06.2020
 
ИНИЦИАТИВА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Чувство личной ответственности перед Родиной побудило Брусилова предпринимать шаги, необычные для высшего генералитета времен последнего российского самодержца.

05.06.2020
 
Уважаемые коллеги, предлагаем принять участие во Всероссийском туристско-краеведческом конкурсе виртуальных музеев «Родина уникальных», который проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

05.06.2020
 
  Дом народного творчества Архангельской области приглашает присоединиться к культурной акции #ГармоничнаяРоссия, приуроченной ко Дню России.

05.06.2020
В Грязях «Нива» на переходе сбила пешехода - ГИБДД Липецкой области В Грязях около половины двенадцатого ночи на улице 30 лет Победы 54-летний водитель «Нивы» на регулируемом пешеходном переходе допустил наезд на 47-летнего мужчину.
ГИБДД Липецкой области
04.06.2020
Фура выбила "Хендай" на встречку, тот влетел  в два автомобиля, водитель погиб - LipetskMedia.Ru В Измалковском районе на трассе Орел – Тамбов 47-летний водитель грузовика «Скания» по предварительным данным нарушил дистанцию до двигавшегося впереди автомобиля «Хендай» под управлением 71-летнего мужчины и столкнулся
LipetskMedia.Ru
05.06.2020
Игорь Артамонов сообщил о выходе Липецкой области на первый этап снятия ограничений - Администрация Липецкой области Возможность выхода на первый этап снятия ограничительных мер по COVID-19 обсуждалась сегодня на заседании оперативного штаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции,
Администрация Липецкой области
05.06.2020
4FjrAs1Z6vA.jpg - Елецкая ГДБ А вы задумывались какой вред наносит курения Вашему организму? Нет? Так давайте разберемся вместе.
Елецкая ГДБ
04.06.2020
Липецкая область готова к проведению ЕГЭ - Газета Добринские вести К проведению Единого государственного экзамена в Липецкой области организовано 34 пункта на базе образовательных организаций и еще пять – на дому.
Газета Добринские вести
05.06.2020
Возможность выхода на первый этап снятия ограничительных мер по COVID-19 обсуждалась сегодня на заседании оперативного штаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции,
05.06.2020 Газета В краю родном
Возможность выхода на первый этап снятия ограничительных мер по COVID-19 обсуждалась сегодня на заседании оперативного штаба по противодействию распространению коронавирусной инфекции,
05.06.2020 Газета Добринские вести
Территория музыки – без границ - Лебедянский муниципальный район    Всероссийский конкурс «Территория музыки – без границ» собрал огромную географию охвата: свыше 60 городов России от Москвы до Владивостока и Чукотки, а также зарубежных участников из США и Казахстана.
Лебедянский муниципальный район
05.06.2020
Поэт-футурист Велимир Хлебников в начале прошлого века назначил Чурилина «cопредседателем Земного шара» Ровно 135 лет назад в городе Лебедяни появился на свет Тихон Чурилин.
03.06.2020 Липецкая газета
Отключения запланированы на субботу В Липецке 6 июня для производства ремонтных работ на водопроводе с 10:00 до 20:00 будет прекращена подача питьевой воды потребителям: — ул.
05.06.2020 Липецкая ГТРК
В ходе подготовки к новому отопительному сезону сотрудники Липецкого филиала ПАО «Квадра»  ввели в строй отремонтированный участок тепловой сети в районе проспекта Победы.
05.06.2020 Липецкое время